Десятки тысяч рестораторов, владельцев кафе, бистро, домохозяек и просто занятых людей признают, что замороженные полуфабрикаты – это удобно и вкусно.
Вряд ли в любом из городов России хотя бы одна хозяйка, которая не разу не обошлась при готовке без замороженных овощей, фруктов, мяса, выпечки. Замороженные полуфабрикаты позволяют значительно сэкономить время, затрачиваемое на приготовление кухонных изысков, сократить время подачи блюд в заведениях общепита, да и просто разнообразить свое меню.
Замороженные полуфабрикаты – это овощная, фруктово-ягодная заморозка, а также морепродукты, мясные, хлебобулочные замороженные продукты.
Каждый из этих секторов рынка заморозки формируется под влиянием своих тенденций, однако положительная динамика характерна для всех. Суть успеха полуфабрикатов заключается в первую очередь в их удобстве.
Рестораны и кафе - одни из самых крупных и регулярных оптовых покупателей полуфабрикатов. Конечно, есть рестораны, где в меню блюда только из свежего мяса и своя, ресторанная выпечка. Однако, это, как правило, заведения класса «Люкс» и нацелены на определенный сегмент потребителей. Более демократичные заведения общепита, ориентированные на более разнообразную потребительскую аудиторию, успешно применяют полуфабрикаты для приготовления разнообразных блюд. При этом значительную долю в объеме ресторанных закупок занимают морепродукты оптом и замороженные хлебобулочные изделия.
Доставить морепродукты в город, находящийся далеко от моря, свежими и качественными практически невозможно, поэтому все морепродукты, включенные в меню ресторанов и кафе – это замороженные морские полуфабрикаты, закупленные оптом через поставщиков или у дистрибьюторов. Дары моря, по мнению рестораторов, вполне оправданному, кстати, не только «украшают» меню, но также формируют заведению некий статус. Поэтому морепродукты каждый уважающий себя и свое заведение рестораторов, старается всегда включить в меню.
Замороженные мучные изделия – отдельная тема. Можно, конечно, выпекать свежие булочки, батоны и круассаны по своим собственным рецептам, своими силами, однако выпечка требует не только дорогостоящей хлебопекарной линии, но также работы высококвалифицированных специалистов. К тому же, мучные изделия, изготовленные с начала до конца с помощью собственного производства, требуют обязательной сертификации. Это тоже довольно значительные затраты. Поэтому значительная часть рестораторов считают более выгодным покупать замороженные выпечные продукты питания оптом. Мучная заморозка может храниться, полностью сберегая свои потребительские свойства более 10 месяцев. При этом допекание мучной заморозки до готовности занимает совсем немного времени - 5-20 минут, и ароматная булочка или круассан уже на столе.
Помимо рестораторов, владельцев кафе, бистро и сетей быстрого питания, существенную долю оптовых покупателей заморозки составляют магазины «шаговой доступности» . Небольшие магазины и продуктовые лавки, расположенные, как правило, в спальных районах закупают продукты питания оптом, как правило мелким. При этом практически весь ассортимент выкладывается в холодильные витрины, чтобы зашедший потенциальный покупатель быстро мог увидеть и приобрести нужный продукт.
Покупки в небольших магазинчиках совершаются чаще всего по пути с работы домой, когда спешащие к домашнему очагу люди, заходят в магазина в поисках «чего-нибудь к ужину» . Такие покупки спонтанны, не планируются заранее, как при разовой крупной закупке в супермаркете. Поэтому важное значение имеет раскладка товара, удобство доступа, возможность видеть все ценники. В магазинах «у дома» закупаются чаще всего вареники, блинчики, замороженные овощи, мороженые грибы. Именно эти продукты сытны и быстро готовятся. Мелким оптом закупать продукты питания для небольших продуктовых лавок удобно и выгодно. В первую очередь так можно без излишних потерь выяснить нюансы потребительского спроса, определить продукты – фавориты. Кроме того, в виду небольших площадей, возможности хранить большие партии продуктов у маленьких магазинчиков нет, поэтому для них самым эффективным является принцип «лучше меньше, да чаще».
В крупных супермаркетах покупки совершаются по несколько иному принципу. Замороженные продукты питания в таких магазинах приобретаются крупным оптом и в широком ассортименте. Ведь приезжая за покупками в супер- или гипермаркет, потребитель ожидает увидеть здесь широкий выбор продукции. Поэтому в холодильниках супермаркета всегда должна быть заморозка самых разных производителей, типов, видов, фасовок.
Уже несколько лет, рынок заморозки слегка прижимают готовые обеды. Эта категория продуктов начинает завоевывать свою потребительскую нишу. Во-первых, это еще удобнее, чем полуготовые блюда. Готовые блюда не нужно даже доводить до готовности, достаточно лишь разогреть и можно употреблять в пищу. Кроме того, ассортимент готовых блюд практически так же вариабелен, как ассортимент полуфабрикатов. При этом стоимость готового обеда не намного выше стоимости полуфабрикатов. Правда, готовые блюда вряд будут пользоваться особым спросом у рестораторов или владельцев кафе. Этот сегмент нацелен исключительно на конечных потребителей.