В конце XIX века трудно было найти в России человека, в доме которого не нашлось бы фарфоровой или керамической утвари, произведенной заводом, входившим в состав Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. Более того, кузнецовскую посуду нередко можно было встретить и за границей. Это заслуга создателя товарищества - Матвея Сидоровича Кузнецова - самого известного представителя знаменитой купеческой династии.
Первые опыты по созданию российского
фарфора пришлись на время царствования
Петра I, однако успехом они не увенчались.
Промышленное производство фарфора в нашей
стране удалось наладить только спустя
несколько десятилетий - в середине XVIII века,
когда на престоле восседала уже дочь царя-реформатора
императрица Елизавета. В 1744 году по ее
высочайшему указу в Санкт-Петербурге был
основан Императорский фарфоровый завод -
первое фарфоровое предприятие в России и
третье в Европе. Спустя несколько лет
профессором Дмитрием Ивановичем
Виноградовым был создан рецепт русского
фарфора, и технология была запущена в
производство.
Через десять лет после открытия
Императорского фарфорового завода у него
появился независимый конкурент - в
подмосковном селе Вербилки английский
предприниматель Френсис Гарднер открыл
фарфоровую фабрику, выпускавшую, помимо
прочего, и продукцию по заказу
Императорского двора и вскоре
превратившуюся в лучший частный фарфоровый
завод России. Первые российские
производители старались держать в тайне
свои техники изготовления фарфора, однако и
в этом случае полную конфиденциальность
сохранить не удалось, и в начале XIX века
частных предприятий, занимающихся
производством фарфора, стало довольно
много, при этом значительная их часть
разместилась в одном из традиционных
российских центров изготовления керамики -
Гжели.
Отцы и деды
Одним из тех, кто решил попытать счастья в
новой для себя нише, стал зажиточный
гжельский крестьянин-старообрядец Яков
Кузнецов. Кустарное фарфоровое
производство оказалось делом прибыльным и
перспективным, и по прошествии двух с
лишком десятилетий, в 1832 году, уже сын
основателя династии промышленников
Кузнецовых, Терентий Яковлевич, прикупил во
Владимирской губернии у обедневших
помещиков Сарычевых болотистую пустошь
Дулево, на которой построил большой
фарфоровый завод. В 1832 году завод начал
работать. Производство Терентий Яковлевич
наладил с размахом и применял на нем уже
далеко не кустарные технологии. Постепенно
предприятие Кузнецова прирастало новыми,
как правило, перекупленными у менее
удачливых конкурентов, фарфорово-фаянсовыми
фабриками. Вместе с новыми производствами в
распоряжение предприимчивого купца
переходили и ноу-хау их прежних владельцев,
и квалифицированные кадры, работавшие на
предприятиях. В 1843 году в начавшей набирать
обороты кузнецовской империи появился еще
один завод, на этот раз построенный далеко
от традиционного региона дислокации их
бизнеса - в Риге.
Многие заводы Терентия Кузнецова, в том
числе и сердце фамильной промышленной
империи - Дулево, унаследовал один из его
сыновей - Сидор. Тот тоже оказался хорошим
хозяином и талантливым бизнесменом и
расширил семейное предприятие. Однако,
несмотря на то что дела купца шли в гору, он
имел очень серьезный повод печалиться:
Сидор Терентьевич был отцом трех дочерей,
но не имел сына. Впрочем, 2 августа 1846 года
эта проблема счастливо разрешилась - на
свет появился долгожданный наследник,
которого родители нарекли именем Матвей.
Именно ему и предстояло стать самым
известным представителем династии
Кузнецовых.
Как и положено в старообрядческих семьях,
мальчик воспитывался в строгости и с младых
лет готовился к тому, что в один прекрасный
день он станет главой фамильного
предприятия. Подростком он был отправлен
изучать тонкости фарфорового и фаянсового
производства на рижский завод, в том же
городе Матвей окончил коммерческое училище.
Не успев отметить свое 18-летие, Матвей
потерял отца и стал единственным его
наследником. Еще через год он женился на
купеческой дочери Надежде Вуколовне
Митюшиной, с которой ему было суждено
прожить в счастливом браке 38 лет и родить
семерых сыновей и двух дочерей.
До 1867 года, достижения Матвеем
совершеннолетия, молодой человек управлял
отцовским предприятием под присмотром
своих родственников, что, впрочем, не мешало
ему уже в юные годы показать себя
рачительным хозяином. Однако полностью
показать свою деловую хватку и проявить
управленческий потенциал Матвей Сидорович
смог только после того, как стал
единоличным хозяином фамильного дела. А
стремился он ни много ни мало к тому, чтобы
стать монополистом на российском рынке
фарфоровых изделий.
Быть первым
Самым первым шагом в экспансии Матвея
Кузнецова стало приобретение им в
собственность фаянсовой фабрики Ауэрбаха,
расположенной в селе с красноречивым
названием Кузнецово Тверской губернии (в
настоящее время это город Конаково).
Впрочем, Матвея Сидоровича привлекло в этом
предприятии отнюдь не совпадение
наименования села, где оно находилась, с его
фамилией, а совсем другое. К тому времени
фабрика существовала на рынке уже более 60
лет, имела очень хорошую репутацию и
славилась как один из лучших в стране
производителей бытового и художественного
фаянса. Ее продукция много раз
удостаивалась первых медалей на
национальных торгово-промышленных
выставках и поставлялась даже к
императорскому двору.
Однако к 1870 году позиции фабрики на рынке
пошатнулись, и на пятки стали наступать
более ретивые конкуренты. Недоброжелатели
Матвея Сидоровича позже злословили, что
приобрел он это предприятия не самым
честным путем, который в наше время
запросто окрестили бы рейдерским захватом.
Дело в том, что тогдашние владельцы фабрики
слишком много средств вложили в ее
техническое перевооружение и нуждались в
инвесторах. Кузнецов же, воспользовавшись
своими связями, сделал все для того, чтобы
кредит они не получили, а потом сам купил
славное предприятие за бесценок. Впрочем,
чтобы там ни было, после того как фаянсовая
фабрика Ауэрбаха стала собственностью
Кузнецова, дела ее вновь пошли в гору.
Техническое перевооружение, проведенное
уже новым хозяином, обошлось без кредитных
катаклизмов, доля продукции фабрики на
рынке резко увеличилась, а через некоторое
время был расширен ее ассортимент: помимо
фаянса фабрика стала производить предметы
из полуфаянса, майолики, фарфора.
В том же 1870 году Кузнецовым была
арендована, а затем и куплена в селе Байрак
единственная фаянсовая фабрика
Харьковской губернии. С одной стороны,
предприятие было расположено очень удачно,
неподалеку от глиняных карьеров, с другой
стороны, к нему не было хороших подъездных
путей. В 1887 производство было перенесено в
село Буды той же губернии, куда к тому
времени была проложена железная дорога. Так
возникла Ново-Харьковская фабрика М.С.
Кузнецова, родина уникального будянского
фаянса.
1889 году Матвей Кузнецов учредил
Товарищество производства фарфоровых и
фаянсовых изделий М.С. Кузнецова с основным
капиталом в 3 млн серебряных рублей. Его
пайщиками были только свои - члены большой
семьи Кузнецовых. Правление товарищества
разместилось в Москве.
Спустя три года, в 1892-м, Матвей Кузнецов
торжествовал новую крупную победу: на этот
раз он стал хозяином легендарного
фарфорово-фаянсового завода Гарднера (к
тому времени предприятие выпускало изделия
не только из фарфора, но и, следуя возникшей
в начале XIX века моде на фаянс и
ориентируясь на массовый рынок, также
предметы из этого материала). Сделка по
покупке завода, высоко ценимого и
потребителями его продукции, и
профессионалами рынка, надо сказать,
серьезно опустошила карман
предпринимателя, однако она была не просто
удачной, а очень удачной - в распоряжении
Матвея Сидоровича оказался настоящий брэнд,
с полуторавековой историей, богатыми
традициями, квалифицированными
специалистами, отработанными технологиями
и ноу-хау. Превратившись в одну из частей
империи Кузнецова, эта жемчужина не
потеряла ни своего блеска, ни имени:
фирменный знак Гарднера тоже стал
собственностью Кузнецова и продолжал
красоваться на новых изделиях завода. Стоит
отметить, что таковой была политика
предпринимателя: как правило, переход
чужого предприятия в руки Кузнецова не
сопровождался заменой старого фирменного
клейма на новое, за его продукцией
сохранялся прежний торговый знак,
узнаваемый и любимый в народе.
Год за годом в собственности Кузнецова
оказывались все новые предприятия -
купленные у конкурентов и построенные с
нуля. Среди прочих им было основано
фарфоровое производство в городе Славянске
Черниговской губернии, куплены заводы в
Рыбинске, в Ярославской губернии, фаянсовая
фабрика в Калужской губернии.
От люкса до ширпотреба
Все предприятия фарфоровой империи
приобретались и строились отнюдь не
спонтанно - обязательно учитывалось
несколько ключевых факторов: близость
месторождений, откуда на фабрику будет
поставляться сырье (в частности,
товарищество Кузнецова добывало белую
глину на карьерах Черниговской, Херсонской
и Екатеринославской губерний, неподалеку
от которых размещались его предприятия);
наличие подъездных путей и необходимой
транспортной инфраструктуры, с помощью
которой можно было бы с минимальными
издержками быстро отправлять хрупкую
продукцию; присутствие достаточного числа
недорогой рабочей силы в регионе; довольно
большая емкость местного рынка и экономико-географическое
положение местности в целом. Еще одним
необходимым условием была доступность
топлива, на котором должны работать
фарфоровые заводы. Сначала в этом качестве
выступали дрова, а значит, вокруг фабрики
должно было быть большое количество лесных
насаждений, эти земли тоже приобретались
или арендовались Кузнецовым. Позже в
качестве энергоносителя стал
использоваться торф, и одним из первых
российских фабрикантов, начавшим активное
использование этого топлива на своих
предприятиях, стал Кузнецов.
Огромные инвестиции вкладывал Кузнецов в
техническую модернизацию своих
производств и применение на них новейших
разработок мировой технической мысли.
Каждое из предприятий купца регулярно
переоснащалось, на приобретенных заводах
значительно увеличивалась численность
персонала (в качестве рабочих привлекались
и местные жители, и более квалифицированные
специалисты с других кузнецовских фабрик и
заводов, а вот иностранцев было очень мало).
Что же касается ассортимента
кузнецовской продукции (а это была столовая
и чайная посуда, всевозможные декоративные
фигурки, вазы, шкатулки, изразцы для печей,
техническая керамика, в частности
фарфоровые изоляторы), то он был рассчитан
на все слои российского общества. Для людей
состоятельных и утонченных выпускались
очень дорогие, изящно оформленные изделия,
эскизы рисунков которых нередко делали
известные художники, для тех, кто попроще, -
их более дешевые и, скажем так, аляповатые
собратья, была также продукция для крестьян
и рабочих. Отдельной статьей стояла
совершенно особая категория кузнецовской
продукции - фарфоровые иконостасы, которых,
увы, до наших дней сохранилось очень мало.
Еще одно достоинство кузнецовского
фарфора и керамики - очень высокое качество.
Технология производства держалась в
секрете и соблюдалась очень строго.
К началу ХХ века Товарищество
производства фарфоровых и фаянсовых
изделий М. С. Кузнецова выпускало две трети
фарфора, фаянса, майолики и других видов
керамических изделий (в том числе и
техническую керамику) в России. В его состав
входило почти два десятка предприятий,
расположенных в разных регионах страны. В
крупнейших городах империи действовало
полтора десятка постоянных торговых
центров товарищества. Его продукция была
хорошо известна не только в родной стране,
но и в Европе, а также в Турции, Персии,
Афганистане и даже Китае.
Кузнецовские предприятия участвовали во
всевозможных российских и зарубежных
торгово-промышленных выставках, где
неоднократно удостаивались высоких наград.
Это, в частности, Московская
политехническая выставка 1872 года,
принесшая Кузнецову Большую золотую медаль,
Туркестанская сельскохозяйственная и
промышленная выставка в Ташкенте в 1890 году (Большая
золотая медаль), Среднеазиатская выставка в
Москве в 1891 году (Золотая медаль), две
Всемирных выставки в Париже (на одной из них
М.С. Кузнецов был отмечен орденом Почетного
Легиона), Всемирная выставка в Чикаго в 1893
году (Золотая медаль), выставки в Реймсе и
Льеже (Гран-при) и многие другие.
На рубеже веков Товарищество
производства фарфоровых и фаянсовых
изделий М.С.Кузнецова было отмечены высшим
знаком качества Российской империи,
получив звание "Поставщик Двора Его
Императорского Величества".
"И никакого алкоголя"
О том, что за человек был Матвей Сидорович,
сказать непросто. Известно, что он был очень
увлечен предпринимательской деятельностью,
но и находил время для общественного
поприща. В частности, Матвей Кузнецов
состоял членом нескольких
благотворительных учреждений, был гласным
Московской городской думы и членом
московского Биржевого общества. Его личные
заслуги также были высоко отмечены:
орденами св. Станислава, св. Владимира, св.
Анны и рядом других наград.
Известно также, что он был очень набожным
человеком, примерным семьянином и
заботливым отцом, что он не чурался
прекрасного, поддерживая добрые отношения
со многими известными российскими поэтами
и художниками. В Москве был хорошо известен
магазин Кузнецова на углу Большого
Златоустинского переулка и Мясницкой улицы,
построенный в конце XIX века по проекту
архитектора Федора Осиповича Шехтеля - одно
из первых зданий Первопрестольной в стиле
модерн. Этот большой и изящный особняк
привлекает внимание и сегодня.
Если же говорить о деловой репутации
Матвея Сидоровича, и тогда, и сегодня она
воспринималась двояко. Конечно, никто
никогда не ставил под сомнение его
предпринимательские таланты, равно как и
такую добродетель, как умение держать "честное
слово купеческое", однако отношение
Кузнецова к конкурентам нередко вызывало
порицание.
Работодателем, судя по всему, Кузнецов был
неплохим, хотя иногда и у него на заводах
случались волнения, не приводившие, впрочем,
к серьезным катаклизмам. Огромная
территория, которую неизменно занимали его
заводы и фабрики, обязательно
благоустраивалась. Здесь строилась
социальная инфраструктура - дома для
рабочих и служащих, школы, больницы,
библиотеки, клубы, церкви (не только
староверческие, но и православные). Лавки в
рабочих поселках торговали по честным,
вполне адекватным ценам и
высококачественными продуктами. Люди
получали неплохую заработную плату, также
действовали нематериальные методы
стимуляции персонала и штрафы для ленивых
работников. Будучи сам очень религиозным
человеком, Кузнецов приветствовал это
качество и у своих рабочих. Кроме того, было
принято, чтобы люди работали на заводах и
фабриках Кузнецова из поколения в
поколения, а мастерство передавалось от
отца к сыну. Одной из характерных
особенностей рабочих поселков при
кузнецовских фабриках и заводах было
отсутствие на их территории питейных
заведений и вообще мест, где можно было
приобрести алкоголь.
Последние годы Матвея Сидоровича были
омрачены преждевременной смертью двух
сыновей и супруги. Сам он скончался в начале
февраля 1911 года в Москве. Наследники
продолжили дело фарфорового короля, но
через шесть лет, после октябрьской
революции, почти все предприятия были
национализированы. В собственности семьи
осталась лишь рижская фабрика, но и она
действовала лишь до начала Второй мировой
войны. Впрочем, большинство заводов
Кузнецова, сменив свои названия, продолжали
успешно работать и при новой власти,
некоторые из них существуют и сегодня, по
другим же с разрушительной силой ударили
последние экономические преобразования на
постсоветском пространстве. Но мелодичный
звон кузнецовского фарфора, фаянса,
полуфаянса и керамики можно слышать и
сегодня. Лучшие его образцы украшают
экспозиции музеев, некоторые раритеты из
поколения в поколения передаются в
российских семьях, и, конечно, они высоко
ценятся на антикварном рынке.
Анастасия Саломеева, "Кузнецовский
звон", 16.03.09
Источник: Журнал Босс