Вступление России в ВТО, о котором столько говорили, в 2007-м имеет все шансы стать свершившимся фактом. Отечественная отрасль IT и связи к этому событию готова. Следует ожидать дальнейшей либерализации рынка услуг связи и ужесточения мер против компьютерных пиратов.
Ключевая современная индустрия — телекоммуникационная — к работе в условиях членства страны во Всемирной торговой организации (ВТО) готова. К настоящему времени устранены практически все противоречия между нашим законодательством и соглашениями ВТО в сфере связи. Тем не менее перемены будут, и коснутся они прежде всего операторов связи. От государства потребуется создать для сетей связи независимый регулирующий орган, не аффилированный ни с одним из поставщиков услуг связи. На деле это означает окончательную приватизацию компаний данного направления, ОАО «Связьинвест» в том числе. Приватизация этой крупнейшей компании может оказать существенное — и, несомненно, положительное — влияние на рынок.
В ходе переговоров с США по вступлению в ВТО Россия сохранила за собой возможность ограничить долю иностранного инвестора в компаниях-операторах «потолком» в 49%. Это единственное ограничение возможностей зарубежных вкладчиков.
С чем мы соглашаемся
Основные принципы международной торговли услугами были сформулированы в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), вступившем в силу 1 января 1995 года. Принятая в этом документе классификация услуг предусматривает 12 категорий, одна из которых — телекоммуникационные услуги.
В свою очередь, телекоммуникационные услуги делятся на так называемые базовые и усовершенствованные. Данная классификация принималась около 20 лет назад и плохо отражает современные реалии развития телекоммуникаций, но соглашения ВТО принимались на ее основе. К базовым телекоммуникационным услугам относятся, в частности, передача голоса, телексные услуги, телеграфные услуги и факсимильная связь. Усовершенствованные телекоммуникационным услуги в понимании ВТО — это так называемые услуги с добавленной стоимостью (Value Added Services) и прочие услуги: электронная почта, голосовая почта, информационные услуги и услуги по предоставлению информации из баз данных, беспроводная голосовая связь и передача данных, etc.
После вступления страны в ВТО правила оказания такого рода услуг должны быть одинаковы для отечественных компаний—операторов связи и для их зарубежных конкурентов. При этом в соответствии с документами ВТО конфликты, возникающие между участниками рынка из-за антиконкурентных действий, разрешает вышеупомянутый независимый регулирующий орган.
Примеры антиконкурентных действий, приведенные в регламентирующих документах ВТО, таковы: перекрестное субсидирование телекоммуникационных услуг, использование конфиденциальной информации о конкурентах (полученной, скажем, по договору о присоединении сетей) для достижения антиконкурентных результатов, сокрытие технической и коммерчески существенной информации.
Регулятор российской отрасли связи, надо отдать ему должное, именно такого рода практике и противодействует, не дожидаясь вступления страны в ВТО. Причем противодействует успешно — благодаря прогрессивному федеральному закону «О связи», положения которого соответствуют передовой мировой практике регулирования телекоммуникационного бизнеса.
Что даст отрасли игра по правилам ВТО
В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: для национальных компаний перестанет действовать преимущество «своего конкурентного поля», и это неизбежно приведет к последствиям, благоприятным для потребителя. Услуги связи станут разнообразнее и дешевле.
Однако есть одно исключение из общей схемы, а именно оказание общественно значимых услуг. В телекоммуникационной сфере это так называемая универсальная услуга связи, то есть набор сервисов, которые должны быть доступны каждому человеку на территории страны. Любая страна—член ВТО имеет право определить способ и порядок оказания универсальных услуг, которые не будут рассматриваться как антиконкурентные действия. В России универсальная услуга связи состоит, напомним, в наличии таксофона в пределах пешей досягаемости от жилья и — в населенных пунктах с численностью 500 человек и более — пункта общественного доступа к Интернету.
Игра по правилам ВТО хотя и осложнит жизнь национальных операторов связи (из-за возросшей конкуренции), но вместе с тем даст российским компаниям дополнительные возможности развития за счет внешнего рынка. Перспективным делом может стать континентальный транзит цифрового трафика из Юго-Восточной Азии в Европу по волоконно-оптическим каналам «Транстелекома» и «Ростелекома».
ВТО и IT-индустрия
С точки зрения соблюдения принятых в ВТО правил ведения бизнеса и защиты конкуренции основной проблемой развития информационных технологий в сфере производства программного обеспечения остается соблюдение прав интеллектуальной собственности. В этом смысле вступление России в ВТО — несомненное благо. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое нам придется соблюдать, включает в себя положение о принудительном обеспечении прав на интеллектуальную собственность. Почва для этого к настоящему времени вполне подготовлена. Российское законодательство в части защиты интеллектуальной собственности достаточно для эффективной правоприменительной практики, и государство демонстрирует готовность решительно его применять. Не случайно, например, объем продаж Microsoft в России в 2006 году вырос на 70% — это втрое превышает темпы роста IT-отрасли.
Главное же состоит в том, что к игре по правилам ВТО готов российский рынок высокотехнологичной продукции. «IT-сообщество куда больше готово к изменениям, нежели регулирующие структуры, — говорит президент компании OCS, вице-президент Национальной компьютерной корпорации Максим Сорокин. — Главным образом вступление в ВТО — это некоторые юридические изменения. Необходимо отметить, что в России проблема отнюдь не в законодательстве, а в его соблюдении. Это процесс сложный и двусторонний, это вопрос готовности как IT-сообщества — жить в новой парадигме, так и государства в лице своих регулирующих органов. К переходу на новую схему существования в первую очередь должна быть готова Федеральная таможенная служба».
Вступление в ВТО ценно с точки зрения решения еще одной задачи технологического развития страны — обновления и расширения парка компьютеров. Количество персональных компьютеров в России, по данным Мининформсвязи, в 2006 году составило всего 17 млн., немногим более одной машины на десять граждан. По прогнозам, в течение трех лет после присоединения к ВТО в России снизятся или будут отменены пошлины на импорт компьютеров и средства их производства. Российские производители компьютеров не видят в этом угрозы своему бизнесу. Они и так успешно конкурируют примерно на равных условиях с ведущими мировыми производителями (правда, на внутреннем российском рынке), в частности за счет более эффективной системы сбыта и сервисного обслуживания техники. Тем не менее снижение цен на компьютеры (которое вследствие постоянного совершенствования технологий стало фоном развития отрасли) неизбежно будет дополнительно стимулировано вступлением в силу правил ВТО.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ новостей бизнеса и экономики,
выходящую совместно с бизнес предложениями
России и стран ближнего и дальнего зарубежья.