Минэкономразвития оценило перспективы российской экономики
Не будет ни дешевых денег, ни дешевой энергии, ни дешевого экономического роста — в правительстве официально признали то, о чем давно говорят аналитики. Время безудержного ралли на мировых рынках нефти завершилось, и для российской экономики наступают непростые времена.
Ей предстоит пройти тест на устойчивость к менее благоприятной внешней конъюнктуре, а властям — на способность к обдуманным экономическим решениям. Вслед за торговым балансом сокращаются возможности для бюджетного популизма, а за несвоевременные реформы отныне придется платить.
НА ПРОШЛОЙ неделе были обнародованы сценарии экономического развития РФ до 2010 года, и ни один из них не внушает оптимизма. Виной всему изменившаяся внешнеэкономическая конъюнктура. Минэкономразвития было вынуждено снизить прогноз среднегодовых цен на нефть Urals с $61 до $55 за баррель в 2007 году и c $56 до $53 за баррель в 2008 году. Помимо стабилизации цен на нефть в министерстве предрекают 20–40-процентное падение мировых цен на металлы.
Под воздействием внешних и внутренних факторов (фактическая стагнация нефтедобычи и нефтепереработки) объемы товарного экспорта из РФ снизятся с $304,5 млрд. в 2006 году до $296,8 млрд. в 2007-м и $288,9 млрд. в 2010-м. Импорт же, невзирая на снижение темпов укрепления рубля и даже возможную девальвацию, продолжит динамично расти, опережая и экспорт, и внутренний спрос. Если в прошлом году объем импорта составил чуть более половины объема экспорта, то к 2010 году по оптимистичному варианту они практически сравняются, а по пессимистичному — импорт превысит экспорт. Профицит счета текущих операций, достигавший в 2006 году $97 млрд., к 2010-му сменится дефицитом в размере $41 млрд., в результате прекратится рост валютных резервов.
Платежный баланс, отмечает МЭРТ, будет в большей степени зависеть от чистого притока капитала и, соответственно, станет более чувствительным к изменениям инвестиционного климата. Но привлекать иностранные инвестиции в условиях, когда темпы укрепления рубля сократятся и возможно даже снижение номинального курса, будет гораздо сложнее. «Ухудшение счета текущих операций негативно сказывается на желании кредиторов выдавать кредиты, — отмечают экономисты ИК «Тройка Диалог». — Кремлю будет необходимо проводить более взвешенную политику, направленную на улучшение имиджа России и повышение инвестиционной привлекательности…» Одновременно сокращение ликвидности в экономике приведет к росту процентных ставок на внутреннем рынке, что может охладить энтузиазм отечественных инвесторов. Минэкономразвития относит наступление неприятностей с платежным балансом на 2010 год. Но, по мнению экспертов ИК «Тройка Диалог», если средняя цена на нефть будет составлять $50 за баррель, радикальная трансформация платежного баланса, включая счет текущих операций и движения капитала, начнется уже во второй половине 2007-го. Если же цены на нефть останутся у отметки $60 за баррель, изменения будут постепенными и начнутся в 2008-м.
СОКРАЩЕНИЕ экспортных доходов замедлит экономический рост и изменит его структуру. Минэкономразвития снизило прогноз роста ВВП на 2007 год с 6,2% до 6,05%. Масштаб коррекции незначителен (колебания в пределах двух процентных пунктов экономисты относят к статистическим погрешностям), но тенденция указана верная — темпы роста будут снижаться.
Непосредственный вклад фактора внешнеэкономической конъюнктуры уменьшится с 2,7 процентного пункта из 7,2% прироста ВВП в 2004 году до 1 п.п. в 2007-м, а в дальнейшем стабилизируется на уровне 1–1,5 п.п. (17–21%) прироста ВВП. Уровень и устойчивость темпов экономического роста будут определять внутренние факторы: потребление и инвестиционный спрос. Они находятся в существенной зависимости от динамики экспортных доходов, но их можно регулировать внутренними мерами. В этой связи МЭРТ предрекает заметное повышение роли экономической политики государства. Бюджетные инвестиции будут играть ключевую роль в ускорении (а точнее — в поддержании) динамики ВВП. Только если государство на фоне общего притока инвестиций будет вкладывать в инновации и высокотехнологичные проекты, экономике удастся сохранить «оптимистичные» параметры роста — 5,9–6,1% в год.
Социальные программы и повышение зарплат бюджетникам в свою очередь подстегнут потребительский спрос. Тем не менее бум потребления начнет ослабевать, что отразится на показателях роста торговли, услуг и строительства. Сейчас эти секторы являются движущей силой экономики при сохраняющихся низких темпах промышленного роста. В прогнозном периоде, отмечает МЭРТ, динамика промышленности и ВВП сблизится, правда, произойдет это не в результате промышленного прорыва, а за счет снижения темпов роста ВВП.
Промышленному развитию будут препятствовать рост импорта, усиливающийся дефицит рабочий силы (численность населения в трудоспособном возрасте к 2010 году сократится на 2,5 млн. человек) и заложенное в сценарии существенное повышение внутренних цен на газ и электроэнергию. В этих условиях лучшее, что ожидает обрабатывающие производства, по мнению МЭРТ, — это «замедление процесса ухудшения их конкурентоспособности». Годовые темпы прироста промпроизводства составят по первому варианту прогноза 3,2–3,3%, а по оптимистичному варианту, который предполагает дополнительные меры по диверсификации, 4,3–4,7%.
У ГОСУДАРСТВА станет меньше денег и на инвестиции, и на социальные программы. Снижение цен на нефть до $55 и даже до $45 за баррель не представляет прямой угрозы исполнению бюджетных обязательств. Оно отразится на размере профицита и темпах накопления Стабилизационного фонда: снижение цен на нефть на $1 за баррель сокращает годовой объем поступлений в Стабфонд на 1,8 млрд. рублей. Это означает, что у правительства в выборный период снизятся возможности финансового маневра.
По мнению экспертов, неизбежно встанет вопрос о порядке формирования Стабфонда. Цена отсечения, после превышения которой доходы от экспорта нефти перечисляют в фонд ($27 за баррель), будет повышена. Минфину вряд ли удастся отстоять любимое детище. В период масштабного притока валюты Стабфонд выполнял важную стерилизующую функцию, способствуя сдерживанию инфляции. Но когда экономика начнет испытывать недостаток ликвидности, полезность Стабфонда как инструмента денежного регулирования окажется под вопросом.
Предложения Минфина о преобразовании Стабилизационного фонда в нефтегазовый с выделением в его составе резервного и фонда сбережений, очевидно, будут отложены до лучших времен — так же, как по логике вещей должен быть отложен очередной раунд снижения налогов, в частности, кардинальное снижение НДС, о котором сейчас так много говорят правительство и бизнес.
Когда внешние доходы казны сокращаются, странно было бы лишать ее внутренних поступлений, особенно если речь идет о бюджетообразующем НДС. Сторонники реформы НДС предлагают покрыть выпадающие доходы из Стабфонда. В 2003 году правительство — также накануне выборов — обсуждало вариант с использованием денег фонда на снижение налогов. Но до практической реализации этой меры дело не дошло. Эра дорогой нефти тогда только начиналась.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ новостей бизнеса и экономики,
выходящую совместно с бизнес предложениями
России и стран ближнего и дальнего зарубежья.