Бизнес-поездки за рубеж — наиболее динамично растущее направление на туристическом рынке
НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ НАЗАД моя знакомая, работающая в небольшой, но вполне успешной фирме, радостно делилась новостями: «Представляешь, босс почти на целую неделю вывозит весь наш коллектив в ОАЭ. Это просто супер! Там, конечно, будет что-то вроде семинаров, тренингов, но всего часа три-четыре в день, а остальное время — море, солнце, шопинг, все что душе угодно!»
Неделю назад та же приятельница сообщила, что поездка не состоялась. О причинах она могла лишь догадываться. По ее версии, начальник сначала сгоряча пообещал, а потом посчитал расходы и задумался о целесообразности данной поездки. «В любом случае решения руководства не изменишь, — грустно вздыхала она, — впрочем, он говорит, что в апреле поедем в Турцию, может, в этот раз что-то и получится».
РОДНАЯ СПЕЦИФИКА
ПООЩРИТЕЛЬНАЯ поездка, или, иначе говоря, инсентив-тур, который пообещал организовать босс моей знакомой, сегодня явление уже привычное. Впрочем, инсентив-туры занимают далеко не лидирующее место в мировой индустрии MICE (встречи—инсентив-конференции—выставки). По данным World Tourism Organization (WTO), структура деловых поездок такова: индивидуальные командировки — 71%, участие в конгрессах и конференциях — 16%, посещение выставок — 11%, инсентив-туризм — чуть больше 2% от общего объема.
Но недаром считается, что у России всегда и во всем свой путь. Структура нашего делового туризма пока довольно сильно отличается от общемировой. Например, по мнению экспертов, в отличие от Запада, где на долю выставочного туризма приходится всего 11%, в нашей стране она составляет 20—25% от всего объема деловых поездок. Да и на инсентив-туры, по оценкам туроператоров, в системе business-travel приходится больше 2%. По разным данным, их объем достигает 5—10%. Как считает Елена Степанова, директор департамента «Роза ветров — Престиж», пока инсентив-туры в России наиболее часто устраивают компании с иностранным менеджментом, но и наши бизнесмены начинают активно подтягиваться. А вот на конгрессы и конференции российские предприниматели пока выезжают реже, чем их западные коллеги.
Впрочем, разница ощутима не только и не столько в долях, приходящихся на тот или иной вид деловых поездок, но и в требованиях, предъявляемых к организаторам таких мероприятий. Расхожее мнение о капризных иностранцах турфирмы, занимающиеся приемом западных бизнесменов, единодушно опровергают. Напротив, иностранцы прекрасно осознают цель поездки, умеренны в требованиях, как правило, располагают довольно жестким бюджетом на время делового визита и большую его часть проводят во встречах с партнерами (конечно, если речь не идет об инсентив-турах). Наши же предприниматели порой требуют от организаторов невозможного.
Например, менеджер одной турфирмы, составляя программу бизнес-поездки в Швецию, Финляндию и Норвегию, куда группа атомщиков отправлялась на встречи с коллегами по отрасли, упомянула, что, если им повезет, то они смогут увидеть уникальное природное явление — северное сияние. Каково же было ее удивление, когда с самого первого дня пребывания наших бизнесменов за границей пошли звонки в офис московской компании с вопросами: когда же, наконец, они смогут насладиться этим незабываемым зрелищем? Поначалу девушка наивно решила, что бизнесмены просто пошутили. Но, вернувшись из тура, атомщики, в целом довольные результатами, все-таки несколько обиженно заметили, что им не был оказан весь комплекс обещанных услуг, поскольку северного сияния они так и не увидели. Пришлось объяснять, что управление стихиями пока не входит в компетенцию турфирм.
ВСЕ БЛИЖЕ, И БЛИЖЕ, И БЛИЖЕ
НО НЕСМОТРЯ на различия, налицо и постепенное сближение России с Западом по некоторым критериям business-travel. Алла Шатеркина, директор департамента корпоративного обслуживания компании UTS, отметила, что все больше наших бизнесменов начинают ценить свое время. Если еще 2—3 года назад, россияне, например, на выставки выезжали чуть ли не целыми организациями, то теперь, как правило, поездка организуется лишь для топ-менеджмента, если требуется — то с небольшой группой сотрудников, работающих на стенде. Сократилось и время пребывания. Если раньше стремились оставаться на все время экспозиции, то сегодня сроки командировок на выставки редко превышают три дня, и на все это время составляется четкий бизнес-план, где расписана каждая минута. Как говорится, время — деньги.
Сближение Востока и Запада в области MICE заметно и еще по двум показателям: ценам и политике хотельеров. Несмотря на то, что владельцы бизнеса и менеджеры фирм — самые желанные клиенты для гостиниц (55–60% гостиничных номеров во всем мире заказывают именно они), и в России, и за рубежом отели на время массовых мероприятий устанавливают очень жесткие условия бронирования. Часто они работают только на условиях полной предоплаты. Серьезные штрафы могут взимать даже при заблаговременном аннулировании брони — за два-три месяца до начала поездки.
Как говорит Ольга Петрова, директор департамента делового туризма компании BSI Group, в период проведения крупных конгрессов и выставок цены на гостиницы традиционно повышаются. Хотельеры продают номера выше обычных цен «от стойки», и повышение это может достигать 50% от стоимости комнаты в обычное время. Например, средняя стоимость проживания во время крупной международной выставки в европейском четырехзвездном отеле в стандартном номере будет примерно 250–300 евро на человека в сутки. В пятизвездном — 450–500 евро.
Но стандартный номер достать в такие дни непросто: бизнесмены, собирающиеся за рубеж на краткий срок с деловым визитом, заказывают их в первую очередь. Нередко за пару-тройку месяцев до крупного международного конгресса или выставки остаются только номера категории люкс стоимостью от 1500 евро, а порой и вообще ничего не остается. Поэтому туроператоры, специализирующиеся на организации таких туров, предпочитают выкупать жесткие блоки в отелях заранее, на крупные события номера бронируют даже за год.
Московские и питерские хотельеры не отстают в этом от своих западных коллег. Скажем, для участников крупной международной туристической выставки MITT-2007 (пройдет в Москве в конце марта) цена номера в сутки в гостинице «Измайлово-Альфа» (три звезды) составляет 155 евро, и все места в ней уже проданы, а в гостинице «Международная» (пять звезд), что рядом с Экспоцентром, местом проведения выставки, — уже 402 евро. При этом в крупных городах России, где и проводятся масштабные выставки и конференции, в отличие от Запада, не так много отелей туркласса, поскольку в последнее время инвесторы предпочитали в основном вкладывать средства в дорогие объекты размещения. Так что западным бизнесменам приходится раскошеливаться.
Политика хотельеров бывает разной. Алла Шатеркина считает, что пора серьезно скорректировать миф о том, что чем больше группа, тем более выгодные условия по бронированию предложит отель. Западные хотельеры, а в последнее время и наши, как правило, повышают стоимость номеров при заказе туроператором мест для группы, особенно в небольших отелях. Вызвано это тем, что такие постояльцы требуют к себе особого внимания, и фактически большая часть персонала гостиницы будет занята обслуживанием именно этих туристов. Подобный подход может не понравиться другим проживающим и, соответственно, способен снизить привлекательность отеля в глазах прочих клиентов. Западные туристы, отправляющиеся на отдых в город, где в это время может проходить крупный конгресс или выставка, довольно часто интересуются: не будет ли проживать в выбранной ими гостинице какая-либо большая делегация? И получив утвердительный ответ, по возможности стараются сменить отель.
Очень многие крупные корпорации едут на выставки не только для проведения переговоров и заключения контрактов, но и, что называется, показать товар лицом. Поэтому весьма востребованы в сегменте выставочного туризма поездки со стендами. Надо сказать, удовольствие это не из дешевых. Например, на крупнейшей выставке информационных технологий в Ганновере (Германия) — CeBIT — оборудованная площадь стоит 201 евро за 1 кв. метр. На московском MITT — также в районе 200 евро за 1 кв. метр. К тому же порой бизнесменам приходится платить всевозможные наценки, чтобы стенд хоть немного отработал вложенные в него деньги, а его присутствие на выставке или ярмарке оказалось эффективным. Довольно часто накидывают стоимость за так называемую «обзорность». В среднем за угловой стенд надбавка составляет 30%, стенд-полуостров — 40%, стенд-остров — 60%.
ДЕТАЛИ СБОРКИ
ХАРАКТЕРНАЯ черта для индустрии MICE — формирование у турфирм круга постоянных заказчиков. Как правило, после того, как компания закажет через определенного оператора поездку на конференцию или выставку и работа турфирмы ее удовлетворит, с оператором заключают договор на корпоративное обслуживание. Бизнесмены — выгодные клиенты, поэтому неудивительно, что сейчас практически все крупные турфирмы создают у себя отделы по работе с корпоративными заказчиками. В экономике развитых стран деловой туризм по доходности сопоставим с нефтяным бизнесом.
Но работать в индустрии MICE не так просто. На заре становления у нас этого сегмента нередки были серьезные проколы. Например, одна известная компания — многопрофильный туроператор скопировала с сайта другой фирмы, специализирующейся именно на организации деловых поездок, календарь выставок и конференций, не обратив внимания на то, что это был архив за прошлый год. И после с «блеском» организовала одному бизнесмену поездку на книжную ярмарку в крупный европейский город. Каково же было изумление клиента, когда, прибыв на место, он обнаружил, что книжная ярмарка в этом городе действительно проводилась, но… ровно год назад.
Сейчас подобные казусы случаются редко, но работа с корпорациями легче не стала. В этой нише фактически не бывает стандартных турпакетов, и компания-оператор помимо стандартного набора услуг (перелет, трансфер, виза, отель) должна проработать массу деталей. Естественно, это предъявляет повышенные требования к квалификации MICE-менеджеров. По признанию самих операторов, хороших специалистов у нас пока немного. И основная сложность возникает, когда требуется сверхоперативная обработка заявки. Такое случается, как правило, в инсентив-туризме — поездки на выставки и конференции планируются заблаговременно, в среднем за два-три месяца до предполагаемой даты визита.
Решения о поощрительных турах для своих сотрудников у владельцев бизнеса также нередко возникают спонтанно. На самом же деле для того, чтобы профессионально подготовить инсентив-программу, требуются три-четыре месяца. Тогда турфирма может разработать несколько вариантов. Кроме того, раннее бронирование выезда большой группы позволяет сэкономить 10–15% бюджета.
Еще одна головная боль операторов, занятых в индустрии MICE, — питание для больших групп. Обычно заранее бронируют не только столики в ресторанах, но и оговаривают меню с заказчиком. Угодить всем бывает непросто. Однажды группа нефтяников на все время поездки забронировала себе ужины во французском ресторане, где подавали исключительно дорогие и изысканные блюда. Выглядели они очень красиво, были исключительно вкусны. Одна проблема: художественно оформленной еды на большом блюде было слишком мало для весьма габаритных мужчин. Поэтому, отведав фуа-гра, устриц и паштета, бизнесмены каждый вечер выходили из ресторана со словами: «А теперь поедем куда-нибудь поесть». В последнее время при выезде больших групп, как правило, заказывают полный пансион. И если группа превышает 10 человек, то такая схема обычно дает право на скидку в 10–15%.
КУДА ВАС ПОСЛАТЬ?
ИНДУСТРИЯ MICE зародилась на Западе. У этого вида туризма две родины: США и Великобритания (они до сих пор входят в группу лидирующих стран в данном сегменте). В континентальной Европе лидируют Германия, Испания, Франция. Однако к мировым лидерам быстро подтягиваются азиатские страны: Китай, Южная Корея, Индия, Таиланд, Япония. В инсентив-туризме популярны и такие массовые направления, как Турция, Египет, ОАЭ, Кипр.
По мнению экспертов, индустрия MICE сейчас один из самых быстрорастущих рынков. По данным Всемирной туристской организации, к 2020 году число международных деловых поездок возрастет в три раза: с 610 млн. до 1,6 млрд. Еще больше — в пять раз (с $399 млрд. до $2 трлн.) — увеличится общая доходность этой отрасли. А согласно исследованиям Meeting Professionals International, проведенным совместно с American Express, начиная с 2004 года количество деловых встреч и расходы компаний на одно мероприятие ежегодно растут на 7–14%.
В ближайшие годы во всем мире будет сохраняться тенденция к сокращению продолжительности деловых поездок до двух-трех дней, а также уменьшению средней численности участников. По-прежнему популярными останутся комбинированные туры, направленные на повышение профессионализма и квалификации: выездные конгрессы, семинары, симпозиумы, под которые подтягивается развлекательная программа. Спрос на посещение различных отраслевых выставок будет постепенно расти, а сектор инсентив-туризма разовьется бурными темпами. Так что у моей подруги, так и не попавшей в ОАЭ, наверняка будет еще не один шанс отправиться в поездку вместе с коллективом своей фирмы.
ВИД
МЕРОПРИЯТИЯ
СТРАНЫ
Деловые встречи, переговоры
Германия, Швейцария, Австрия,
Великобритания, Финляндия
Incentive
Испания, Италия, Франция, Индия, ОАЭ,
Турция, Кипр, Марокко, о. Маврикий, Египет,
Греция
Конференции
Австрия, Кипр, Турция, Германия,
Франция, Испания, Чехия, Финляндия, Китай
Выставки
Германия, Франция, Италия, Испания,
Великобритания, США, Китай, Индия, Япония
ИСТОЧНИК: «BusinessWeek Россия»
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ новостей бизнеса и экономики,
выходящую совместно с бизнес предложениями
России и стран ближнего и дальнего зарубежья.