Качество взаимодействия российских компаний с инвесторами оставляет желать лучшего. Такой вывод содержится в исследовании компании «Интерфакс Бизнес Сервис», объектом которого стали службы по связям с инвесторами. Хуже всего налажены контакты между организациями, выводящими свои бумаги на рынок, и отечественными институциональными инвесторами.
Кроме того, представители компаний-эмитентов редко интересуются выводами и оценками инвестиционных аналитиков. Однако эксперты полагают, что уже в следующем году ситуация может радикально измениться.
Службы по связям с инвесторами (IR) отличает плохое понимание потребностей своей аудитории, утверждается В исследовании «Investor Relations в России», проведенном «Интерфакс Бизнес Сервис».
Профессионализм и оперативность работы российских IR-специалистов существенно отстают от мировых стандартов, утверждают аналитики.
В результате инвесторам доступна лишь фрагментарная информация о тех компаниях, в бумаги которых они решают инвестировать свои средства.
В свою очередь, и российские институциональные инвесторы, в отличие от своих западных коллег, проявляют мало интереса к изучению компаний, полагаясь на отчеты брокеров и технический анализ, в то время как инвесторы на развитых рынках регулярно общаются лично с топ-менеджментом компаний и акционерами.
«Плохо то, что российские инвесторы не отдают себе отчета в степени рискованности тех инструментов, в которые вкладывают»,— комментирует парадоксы российской IR-практики замгендиректора «Интерфакс Бизнес Сервис» Станислав Мартюшев. Они даже не имеют представлений о том, как будет вести себя менеджмент компании в кризисные моменты. Это объясняется тем, что пока российские инвесторы обладают не очень большим опытом общения с проблемными эмитентами и не задумываются о том, что проблемы могут приходить не снаружи (из-за падения цен на нефть, например), а изнутри компаний.
Российские же IR-службы отличает низкая адресность работы и плохое понимание потребностей своей аудитории: не умея ее сегментировать, они предоставляют всем пользователям единообразную информацию, которая к тому же не отвечает их интересам. В результате IR-службы общаются в основном с аналитиками инвестиционных банков.
А многие начинающие компании даже не отличают собственно инвесторов (buy-side) от аналитиков инвестиционных банков (sell-side).
Тем не менее некоторые IRспециалисты выражают категорическое несогласие с такими оценками. Отношения с инвесторами у компаний далеки от идеала, соглашается вице-президент PBN Company Артем Довлатов. Но если сравнивать с ситуаций в этой сфере пять–шесть лет назад, говорит он, то можно заметить ощутимые перемены. Российские компании стали важными игроками на рынке капитала, а это накладывает на них серьезные обязательства. «Мы тоже это чувствуем и констатируем рост спроса на услуги финансовых коммуникаций»,— заявляет Довлатов.
Начальник управления по связям с инвесторами АФК «Система» Виктор Курило тоже констатирует заметные изменения. Первый негативный опыт общения российских эмитентов с инвесторами — это размещение «Пятерочки», когда IR-службу, образно говоря, «распяли», напоминает Курило. Сотрудники службы позволили менеджерам компании повысить ценовой ориентир первичного размещения, в то время когда, следуя рыночной конъюнктуре, его надо было понижать. Но с тех пор, говорит Курило, в России появились по крайней мере пять компаний, в которых работают IR-службы мирового уровня. В эту пятерку лидеров входят ЛУКОЙЛ, «Система», «Вымпелком», «Северсталь» и РАО ЕЭС, считает Довлатов.
Однако исследование «Интерфакс Бизнес Сервис» показало, что в целом оценка профессионализма IR-подразделений российских корпораций со стороны инвестиционного сообщества невысока. Лишь 15% опрошенных аналитиков инвестиционных банков охарактеризовали профессиональный уровень специалистов по связям с инвесторами как близкий к мировому. Наиболее высокую оценку IR-деятельности компаний склонны давать аналитики, специализирующиеся на телекоммуникациях и металлургии. В других отраслях IR-службы характеризуются как менее подготовленные.
Замдиректора инвестиционного департамента МДМбанка Никита Ряузов, впрочем, считает, что уже в следующем году ситуация можетсильно измениться. Раньше на российские компании был ошеломляющий спрос. Но теперь интерес к ним более сдержанный, а инвесторы оценивают компании более пристально.
В этом году, объясняет Ряузов, было перенесено 10–15 IPO, которые, как ожидается, состоятся уже в 2007 году. Это было вызвано, в частности, спадом безудержного и слепого спроса на все российское, который наблюдался еще некоторое время назад.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ новостей бизнеса и экономики,
выходящую совместно с бизнес предложениями
России и стран ближнего и дальнего зарубежья.