«Вовремя не внесли деньги по кредиту? Здорово!» Так можно описать реакцию некоторых банков, для которых пени и штрафы за просроченные кредиты превратились в солидный источник дополнительного дохода.
На российском рынке потребкредитования объемы просроченной задолженности растут в два раза быстрее, чем объемы выданных займов. Констатировать это стало уже дежурным занятием. Однако не всякая просроченная задолженность становится невозвратом. Заемщики напрягаются, занимают у друзей и знакомых, совершают налет на ближайший киоск — и гасят. Со штрафами, пенями, неустойками и издержками.
Теща дешевле
Завтра я иду в ДжиИ Мани Банк гасить взятый год назад кредит. Тот самый, который можно получить за 20 минут вместо того, чтобы уговаривать тещу, друга или еще какого-нибудь кредитоспособного гуманоида.
Мой последний платеж вместе с процентами, просрочками и штрафами за эти самые просрочки составит около 29 тыс. рублей. В течение года я платил по кредиту не слишком аккуратно: то внесу платеж вовремя, то пропущу очередной срок и заплачу сразу за два или три месяца. Но вот год истек, и заем пора закрывать окончательно. Что же получается в сухом остатке? Ссуда была выдана на сумму 90 тыс. рублей. В общей сложности я потратил на ее погашение 124 тыс. рублей. Простейшее арифметическое действие показывает: этот кредит обошелся почти в 38% годовых, образовавшихся из процентов, комиссии и штрафов за несвоевременные платежи. В договоре ссуда изначально давалась под 28% годовых. Может, все же лучше было уговорить тещу?..
Мне возразят: сам виноват, что допускал просрочки. Разумеется, виноват. В идеале любой человек, беря кредит, должен хладнокровно рассчитать свои возможности по погашению займа и точно оценить, во сколько ему обойдется финансовая недисциплинированность.
Но это в идеале. В реальности же, как ни странно, кредиты берут в основном далеко не идеальные люди. Скажем более грубо: кредиты берут люди, нуждающиеся в деньгах. Этим людям зачастую некогда изучать кучу бумаг, инструкций и правил, связанных со ссудой. А второе — их собственные доходы могут поступать нерегулярно. Ведь даже самую регулярную зарплату иногда задерживают...
«Но хоть кредитный договор-то они в состоянии прочитать», — скажете вы. Да, кредитный договор — в состоянии. Одна беда: в договорах большинства банков о размерах штрафов ничего конкретного не сказано. Только общие фразы.
Банковские уловки
Смотрим формулировки кредитного договора Альфа-банка: «Уплата комиссий, штрафов и неустоек осуществляется в размере и в порядке, установленном Общими условиями кредитования и Тарифами». Что любопытно: эти самые «Общие условия» и «Тарифы» к договору вам никто не приложит. И даже не посоветует отыскать их в каком-нибудь «Уголке потребителя» или иной «настенной живописи» банковского офиса. Кредитный договор Финансбанка повествует о «пенях и иных возможных издержках» в случае просрочки. Почем нынче издержки? Опять же — молчок. Узнаете, когда вовремя не внесете платеж по ссуде. Ситибанк: здесь вы можете вообще не увидеть кредитного договора. Ваше заявление на выдачу займа в случае, если оно удовлетворено, автоматически становится договором. А когда вы писали заявку на сайте банка, вы внимательно изучили «штрафные правила»? Нет? Ну что ж вы так... Теперь извольте платить.
«Кредитный договор — это обычно 10—15-страничный документ с несколькими приложениями, — говорит Елена Гусева, аналитик управляющей компании «ИнвестКапитал». — Человек без специального образования просто не в состоянии оценить все юридические нюансы. А некоторые банки включают в текст условия, которые, по сути, предоставляют им возможность в одностороннем порядке изменять договор: например, резко увеличить размер всевозможных штрафов за просрочки уже после выдачи кредита. При этом клиентов-заемщиков могут даже не информировать надлежащим образом».
В банках, договоры которых обходят молчанием точные размеры штрафов, автору объяснили: это якобы «общепринятая практика». Однако объективности ради отметим, что часть банков скрупулезно вписывает в кредитные договоры ставки возможных штрафов. Например, Банк Москвы, Сбербанк, Росбанк и «Возрождение» не гнушаются обозначить конкретные цифры возможных штрафов.
Клиент всегда не прав?
«На самом деле политика банка в отношении пеней и штрафов за просрочки по кредитным платежам никак не связана ни с какой «общепринятой практикой», — уверен Иван Захаров, руководитель компании BSMC, с лета проводящей маркетинговые исследования кредитного рынка. По словам Захарова, некоторые банки рассчитали суммы штрафов, исходя из оценки своих издержек «за упущенную выгоду» — то есть исходя из того, сколько процентов принесли бы эти деньги банку, будь они вовремя внесены заемщиком. Другие, напротив, рассчитывают штрафные ставки так, что сами пени превращаются для банка в солидный источник дополнительного дохода. Этим банкам задержки платежей, наоборот, выгодны.
«Банк Сосьете Женераль Восток», например, демонстрирует европейскую скромность и берет всего лишь 3% от суммы просроченного платежа. Банк «Возрождение» и Банк Москвы берут уже около 5% в месяц; Росбанк — от 7,5% (если кредит взят в валюте) до 15% (если кредит взят в рублях), а ДжиИ Мани Банк потребует от должника пени в размере 50% годовых от суммы просроченной задолженности плюс штраф 700 рублей. Это значит, если вы задолжали 1000 рублей, то в Банке Москвы или «Возрождении» вы уплатите штраф в 50 рублей, а в ДжиИ Мани Банке или Росбанке — не менее 150.
В одном известном московском банке источник, по понятным причинам пожелавший остаться инкогнито, рассказал автору, что общая сумма штрафов, получаемых банком от своих заемщиков, столь велика, что составляет до 2% общего кредитного портфеля банка.
При этом договориться с банком в случае задержки платежа практически невозможно. Проверено на себе. Минувшим летом я допустил просрочку по нескольким кредитам, взятым в российских банках. Что должен делать в таком случае идеальный клиент? Позвонить в банки, сообщить, что ближайший платеж внесен не будет, извиниться за просрочку и попросить тайм-аут. Собственно, и сами банки об этом говорят: типичные формулировки кредитного договора гласят, что «клиент обязан информировать банк обо всех изменениях, существенных для полного и своевременного исполнения обязательств по договору».
Но когда я решил «проинформировать». Реакции клерков ограничивались диапазоном от «это ваши проблемы, вы должны платить в срок» до «мы не можем пойти вам навстречу».
Кредитная война
Как только клиент допустил просрочку, банк сразу начинает его прессинговать, практически не пытаясь найти какой-то компромисс и помочь выбраться из затруднительной ситуации. В ход идут разные методы — от беспрестанных звонков, которые, по задумке коллекторских стратегов, в конечном счете должны вызвать у клиента легкое заикание, нервный тик и желание как можно скорее вернуть деньги, до наездов на тему: «Мы подаем на вас в суд и будем требовать досрочного погашения кредита». «По большому счету в отечественных кредитных службах пока все поставлено так, чтобы выработать у неаккуратного клиента психологию провинившегося, — соглашается шеф кредитного департамента одного из российских банков. — А с другой стороны, какие могут быть варианты? Банки не могут позволить себе прощать долги. В конце концов мы инструмент зарабатывания прибыли, а не благотворительная организация».
Странно, что черные списки едины для всех. И для кредитного мошенника, исчезнувшего в неизвестном направлении сразу после получения ссуды, и для клиента, который, например, заболел. Один знакомый на днях рассказал историю: год назад он взял кредит в Росбанке, платил с задержками, но все же платил. Два последних платежа он внес не вовремя, после чего получил письмо от банка с предложением зайти в офис и провести реструктуризацию задолженности с тем, чтобы и банк не волновался за свои деньги, и клиенту было удобнее платить. Позвонил по указанному в письме телефону, где с ним разговаривали вполне приветливо.
— А сколько вы сейчас должны? — поинтересовался клерк.
— Из 12 платежей я не внес два последних, — ответил знакомый.
— Ой, так это небольшая задолженность! — обрадовался клерк. — Если вы в течение пары недель сможете ее погасить, то, может быть, вам и реструктуризация не нужна.
— Смогу, — ответствовал заемщик. Весь следующий день он на все лады превозносил предупредительность банка, попутно изыскивая средства, чтобы погасить долги. А через день на его телефон пришла SMS: «Требуем погасить задолженность по кредиту. Иначе взыскание в судебном порядке».
Выяснилось, что разговор с клерком из службы реструктуризации ничего не значит для банковских «вышибал», у которых свои задачи.
В ближайшем будущем, впрочем, расклад сил может измениться — если правительство наконец внесет в Думу подготовленный Минфином законопроект «О потребительском кредите», в котором банки обязывают указывать в договорах точные цифры всех платежей, включая комиссии, штрафы и пени. Если такая цифра в договоре не прописана, заемщик получит право вообще не платить по требованиям банка. Павел Медведев, замглавы банковского комитета Думы, говорит: давно надо урегулировать самодеятельность банков в части комиссий и штрафов, подчас повышающих реальную стоимость кредита в полтора-два раза.
В подготовке материала принимала участие Юлия Уханова
Опоздавшим - штрафную
Банк
Размер
штрафов за задержку платежей по
кредитам (% от просроченной части
платежа)
Банк Москвы
5% в месяц
"Возрождение"
5% в месяц
Росбанк
15% в месяц
ДжиИ Мани Банк (GE Money Bank)
50% годовых на просроченную часть
платежа + штраф 700 руб.
Ренессанс Капитал
15% в месяц
Райффайзенбанк
3% в месяц
Сосьете Женераль Восток
6% в месяц
ВТБ24
15% в месяц
Источник: Профиль, данные банков
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ новостей бизнеса и экономики,
выходящую совместно с бизнес предложениями
России и стран ближнего и дальнего зарубежья.