Желающих выполнить работы за бюджетные деньги все больше. Об этом говорит статистика торгов, через которые в последние пять лет размещается подавляющее большинство муниципальных заказов.
Только один пример: шесть лотов аукциона
на выполнение работ по замене линолеума и
покраске стен на путях эвакуации в
городских учреждениях здравоохранения
привлекли 206 потенциальных подрядчиков.
Правда, не все из заявившихся потом
участвуют в торгах. Не потому, что
передумали, просчитав объемы, затраты,
риски и так далее, а потому, что изначально и
не предполагали выполнять работы или
оказывать услуги, которые указаны в
конкурсной документации. Они заявились на
участие с другой целью получить “откат” с
фирмы, реально планирующей работать.
Конкурсная процедура сегодня такова, что ее
обязательный этап публичное оглашение
компаний, допущенных к участию. Тех, чьи
документы признаны надлежаще оформленными.
И тут в дело вступают подставные фирмы:
платите десять процентов от суммы, и мы в
конкурсе не участвуем
Об этой и других проблемах шла речь на
заседании коллегии администрации
Красноярска по вопросу размещения
муниципального заказа в 2010 году, которое
провел глава города Петр Пимашков. По
славам начальника департамента
муниципального заказа Владимира Щербенина,
определенные механизмы защиты от таких
компаний удалось внедрить в жизнь.
Например, обязательное внесение каждым из
участников пяти процентов от суммы,
заявленной в документации, плюс 30-процентное
обеспечение контракта. Отвлекать такие
существенные средства возникает желание не
у каждого.
Но наиболее серьезной защитой от откатов,
как считают власти, должна стать система
электронных торгов. На территории всей
страны такой метод проведения аукционов
станет обязательным уже в ближайшее время.
То есть встретиться с потенциальным
участником торгов, чтобы о чем-то
договориться, станет невозможно: никакой
информации о конкурентах не будет.
Оформляешь необходимые документы, выходишь
в Интернет, регистрируешься и предлагаешь
свою цену. А с кем торговался - сможешь
узнать только по факту завершения торгов.
Еще одна новация, которую с 1 января
следующего года предстоит освоить всем
участникам аукционов: переход на
федеральные аукционные площадки. Их
законом определено пять на всю страну -
четыре московские и одна из Татарстана. Как
считает Владимир Щербенин, красноярским
компаниям будет легче осваивать аукционную
торговлю на федеральном уровне, поскольку в
нашем городе подобная система, только на
муниципальной площадке, уже работает.
Наверняка и это обстоятельство тоже
способствовало тому, что красноярский
городской сайт муниципального заказа занял
третье место в федеральном 2% конкурсе “Прозрачный
Красноярск одним из первых начал проводить
аукционы с применением электронной
цифровой подписи, как того требует новая
процедура, добавляет профессор Людмила
Ноженкова, один из разработчиков базовой
программы муниципальных электронных
аукционов, и это, конечно же, плюс для всех,
кто уже освоил участие в электронных торгах.
Каждый муниципалитет, который в будущем
году захочет проводить электронные
аукционы (а без них вряд ли удастся обойтись
даже небольшому населенному пункту, не
говоря уже о городе-миллионнике), должен
будет выбрать, с какими из пяти площадок
работать. В идеале сделать такой выбор,
чтобы удобно было не только самому
муниципалитету, но и потенциальным
участникам торгов. А поэтому уже сейчас
специалисты тщательно изучают все нюансы
каждой федеральной площадки, вплоть до того,
с какими удостоверяющими центрами работает,
заверенные какой организацией электронно-цифровые
подписи принимает. Казалось бы, это мелочь,
но в департаменте муниципального заказа
считают: в таком вопросе мелочей быть не
может. И если есть хотя бы малая возможность
избежать дополнительных временных и
финансовых затрат красноярских
предпринимателей, ею надо воспользоваться.
А найти федеральную площадку, которая
работает с центрами, уже сейчас
действующими в Красноярске, одна из таких
возможностей.
О другой не решенной пока проблеме
федерального закона 94-ФЗ, определяющего
порядок размещения государственных и
муниципальных заказов, на заседании
коллегии говорил начальник управления
капитального строительства Анатолий
Григоренко. Она касается обязательного, по
закону, размещения от 10 до 20 процентов всех
объемов работ у субъектов малого бизнеса.
Когда речь идет о капитальном
строительстве, по определению невозможно
размесить заказ у малого предприятия,
объясняет он, это противоречит закону о
саморегулируемых организациях, членство в
одной из которых сегодня является
обязательным условием выхода на
строительный рынок. А стать участником СРО
можно только в случае, если у тебя в
компании работает не меньше 18 инженерно-технических
специалистов плюс рабочие, плюс
обслуживающий персонал никак малая фирма
не получается.
О несовершенстве пресловутого закона 94-ФЗ
вообще говорят все от сельских депутатов до
президента страны. Не зря же в этот закон
уже внесено несколько сотен поправок, и его
продолжают совершенствовать.
Но если по сути, то целью документа было
изменение всей системы госзакупок. С этим
закон справился: система стала совершенно
иной, начиная от документов и заканчивая
процедурой.
Второй целью было снижение затрат на
госзакупки. И она достигнута. Например,
Красноярск только в этом году уже сэкономил
на снижении цены закупок 450 миллионов.
Правда, как самоцель экономия средств
оказалась неоправданной. С одной стороны,
есть возможность завысить цену это показал
федеральный скандал с томографами. С другой
стороны, снижение зачастую самым
неприятным образом сказывается на качестве.
Подрядчики начинают сэкономить на
материалах, если речь идет о ремонте, на
продуктах, если им предстоит оказывать
услуги по питанию, и так далее. Ни к чему
хорошему это привести, понятно, не может.
Хотя и вариантов у всех участников этого
процесса, похоже, нет. Закон 94-ФЗ существует
и существовать, по всей видимости, будет,
поскольку адекватной альтернативы ему пока
не предложено. А поэтому единственный
вариант для каждой из сторон упорно и
глубоко изучать матчасть, в смысле его
статьи. И быть готовыми к новым изменениям.