Последнюю неделю между министром экономики и главным финансовым ведомством разгораются жаркие споры: стоит ли помогать малому бизнесу и насколько?
Кампарс предлагает установить налоговый
рубеж для компаний, имеющий статус "микро",
на отметке 12%. Минфин настаивает на 20%. Сами
коммерсанты, которые также принимают
живейшее участие в разработке нового
законопроекта, считают, что должно быть не
больше 9%. Иначе овчинка выделки не стоит,
пояснили опрошенные "ВС"
предприниматели.
Айва Виксна, глава Ассоциации малого
бизнеса Латвии:
- Я почти уверена, что комиссия сейма по
бюджету и финансам займет нашу сторону. И
затем проект в срочном порядке передадут на
рассмотрение в парламент. Сколько можно?
Законопроект висит в сейме уже полгода.
Введение 9-процентной ставки - один из
немногих инструментов, способных вывести
из тени латвийские предприятия. Я прекрасно
понимаю, что бизнесмены не будут
выстраиваться в очередь за тем, чтобы
платить свою "десятину" в пользу
бюджета: у большинства отработаны
эффективные схемы ухода от уплаты налогов.
Но то, что скрываются доходы, - это
вынужденная мера. Люди загнаны в угол, и
поэтому первая задача правительства
сегодня - показать, что выход из положения
есть. Вот он: почти полное освобождение от
так называемых рисковых налогов,
социальных взносов, налога на доходы. Если
рассматривать на примере, то выглядит это
следующим образом: сейчас при брутто-зарплате
в 500 латов работник получает на руки около 350
латов, благодаря новым порядкам сумма будет
где-то в пределах 400 латов. Как вы понимаете,
соцотчисления, таким образом, становятся
значительно меньше. Но если рабочего
подобное положение не устроит, он может
самостоятельно выбрать себе статус
налогоплательщика с тем, чтобы иметь
большие соцгарантии.
Увидим ли мы эффект от данного
нововведения в текущем году? Думаю, что нет.
Слишком сильно недоверие населения к любым,
даже положительным инициативам
минэкономики. К тому же, согласно последней
версии проекта, НДС останется прерогативой
фискальных органов: его по-прежнему будут
взимать в полном объеме.
Кроме того, льготы будут действовать в
отношении далеко не всех коммерсантов. К
примеру, они не распространяются на
самозанятых лиц. Основные требования к
микропредприятию - это годовой оборот, не
превышающий 70 тысяч латов, штат сотрудников
не более 5 человек и заработная плата
руководства не выше 500 латов. Впрочем,
последний пункт - не более чем формальность:
в Латвии мало кто из бизнесменов мелкой
руки позволяет себе так шиковать...
Напомню также, что отказ от раздельного
налогообложения и введение фиксированной
ставки - это часть обширной программы
помощи малому и среднему бизнесу. Ее
отправной точкой была возможность открыть
новую фирму, с первоначальным взносом в
уставный капитал которой всего в 1 лат. С
нашей стороны были и другие разумные
поправки: по внедрению облегченного
налогового режима в зависимости от "порога"
НДС, сохранение выплат от биржи для
безработных, которые основали свой бизнес,
отказ от взносов социального страхования,
если предприятие представляет собой
семейный подряд. Но по всем этим позициям
минфин стоит намертво: никаких
дополнительных бюджетных расходов, говорит
он. Переговоры вообще идут тяжело:
учреждение уже заявило, что "благодаря"
12%-ной ставке казна опустеет на 11 млн. латов.
А если будет 9%, то вообще туши свет. Но я не
верю ни одному их расчету. В нашей стране
любая статистика подгоняется под того, кто
ее заказывает!
Зане Озола, владелица частной школы Patnis:
- Я сама принимала участие в рабочей
группе по разработке данного закона.
Первоначальная концепция предполагала, что
ставка будет не больше 5%, до последнего
момента оставалось неясным - потребуется
микропредприятию платить полный НДС или
здесь тоже сделают послабления.
Та версия, которую мы имеем на сегодняшний
день, это помощь скорее бухгалтеру, нежели
работодателю. Да, отчетов будет меньше, они
станут значительно проще. Что касается
налоговой нагрузки, то я как держательница
небольшого ресторана и гостиницы, скорее
всего воспользуюсь возможностью. По моим
подсчетам, это выгодно.
Но за остальных не скажу: надо проводить
соответствующий мониторинг хотя бы в
течение первого года. В целом это,
несомненно, хороший стартап для тех
коммерсантов, чей годовой оборот не
превышает 10 тысяч латов и которые, как
известно, освобождены от уплаты налога на
добавленную стоимость. Кроме того, данная
мера мотивирует рабочих пересмотреть
отношение к своим доходам.
Считается, что исключительно владелец
предприятия вынуждает своих подчиненных
переходить на зарплаты в конвертах. Это не
всегда так. Зачастую сотрудники сами, дабы
не отдавать треть брутто-оклада "неизвестно
кому", просят хотя бы часть выплачивать
неофициально. Теперь соцотчисления могут
стать на порядок ниже, и люди - в первую
очередь речь идет о мелкой торговле, сфере
услуг, ресторанном бизнесе, небольших
производствах, ремесленниках - уже не будут
бояться показывать легальные заработки.
Гинта Якобсоне, эксперт Совета по
сотрудничеству крестьянских организаций:
- Девять процентов - это та верхняя планка,
которую могут позволить себе производители
сельскохозяйственной продукции. Мы провели
анализ того, какую долю своих доходов
крестьянские хозяйства отчисляют в пользу
государства. С учетом всех субсидий
получилось в среднем на уровне 10-12%. В нашем
секторе особенно велики издержки, и если бы
минэкономики настояло на своих 20%, то общее
налоговое бремя для нас только бы
увеличилось. Пока я не могу сказать точно,
как закон "Par mikrouznemumu nodokli" будет
выглядеть на практике.
Не исключаю, что какая-то часть из 50 тысяч
производителей, которые подпадают под
название "микро", захотят сохранить
старую форму хозяйственной деятельности.
Ведь в сельском хозяйстве свои правила игры
и свои способы заработать. Мне также сложно
сказать, будут ли крестьяне, которые вообще
не имеют никакого юридического статуса,
становиться плательщиками. Мотивация
основывается на экономической выгоде, а она
пока не очевидна.