А зарабатывать на этом можно десятки и даже сотни тысяч долларов в месяц.
Как сделать интернет-страницу социальной
сети максимально удобной для пользователя?
Программист Денис Рахамимов два года назад
создал простенький сервис для соцсети Facebook,
позволяющий выбрать любимых друзей и
присвоить им клички и забавные описания. В
прошлом году он продал эту программку под
названием Favorite Peeps за $60 000 и явно продешевил.
Приложение очень быстро набрало миллион
подписчиков и долгое время находилось в Top-20
программ по числу продаж. Сегодня такое
приложение стоило бы как минимум в десять
раз дороже. Покупателю один пользователь
обошелся всего в 5 центов. То есть первый же
рекламодатель полностью окупил его
стоимость.
Новым собственником Favorite Peeps стала
компания Slide, которую в 2005 году создал
Максим Левчин, выходец из Киева. Бизнесмен
известен и как один из основателей
электронной платежной системы PayPal. Максиму
было всего 26 лет, когда PayPal была продана eBay
за $1,5 млрд. Сегодня Левчин занимает 25 место,
по версии журнала Fortune, в списке "40 до 40"
(40 самых богатых неамериканцев в возрасте
до 40 лет), а Slide является одной из крупнейших
структур в мире по производству
развлечений для социальных сетей. По данным
исследовательской фирмы ComScore, ежемесячно
приложениями Slide пользуются 155 млн человек
из более 200 стран. Так, одну из ее
популярнейших игр - Superpoke в Facebook запускают 100
раз в секунду. Slide создает веб-программы
практически для всех существующих платформ
и является пятым крупнейшим разработчиком
приложений для Facebook.
Основную прибыль компании Левчина до 2008
года приносила реклама. Но затем он стал
применять модель монетизации, когда
пользователь должен платить за
дополнительный функционал или виртуальные
товары премиум-класса, например особенную
шляпку для виртуального питомца. Обороты не
раскрываются, но Левчин уверяет, что в 2009-м
выручка Slide выросла в три раза по сравнению
с прошлым годом. По его словам, сейчас 50%
денег приносит плата за подписки на веб-приложения
и торговля виртуальной валютой, которая
нужна для покупки разных ненастоящих вещиц.
И только половина приходит от рекламы. Если
предположить, что один пользователь
приносит Slide один цент в месяц, то выручка
составит $1,5 млн ежемесячно, или $18 млн в год.
ДЕНЬГИ В СЕТИ
Facebook затевалась в 2004 году Марком
Цукербергом как закрытая социальная
узкоспециализированная сеть. Долгое время
членом сообщества мог стать только студент
американского колледжа или университета -
требовалось иметь адрес электронной почты,
выданный учебным заведением. Сейчас эта
сеть - один из самых популярных социальных
сервисов в мире. И главное, что обеспечило
ее успех - превращение из обычной соцсети в
платформу для создания собственных веб-приложений
и открытие доступа сторонним разработчикам.
То есть можно ожидать, что появится
множество новых приложений, использующих
доступ к комментариям, профайлам
пользователей, фотографиям и другой личной
информации с согласия владельцев. Кроме
того, в Facebook с мая тестируется собственная
платежная система, которая позволит
разработчикам получать деньги за
приложения прямо через интерфейс сайта.
Создание Facebook-приложений становится
настоящим бизнесом. Недавно был образован
венчурный фонд (объемом $10 млн) для
финансирования подобных проектов и покупки
популярных приложений. Размер гранта,
который может получить перспективный
стартап, - $25 000 - 250 000. На сегодняшний день
создано более 350 000 приложений для Facebook, а
количество пользователей превысило 300 млн
человек. Компания уже в этом году начала
получать прибыль, хотя выход в плюс
планировался только в 2010-м.
За Facebook последовали и конкуренты.
Социальная сеть MySpace открыла интерфейс для
создания приложений в феврале 2008-го, спустя
год после Facebook. Впрочем, и там разработчики
зарабатывают миллионы, хотя по количеству
пользователей MySpace уступает конкуренту.
Мировой рынок виртуальных товаров в Сети,
по данным Inside Virtual Goods, составит $1 млрд в 2009-м,
а в 2010-м возрастет на 60%. В марте этого года
компания SocialMedia, предоставляющая
популярную платформу для социальных
сетевых приложений, рассказала, что один из
ее клиентов заработал более $700 000 на веб-программах
для Facebook только за декабрь. Чтобы получить
эту сумму, компания выпустила более 30
пользовательских приложений, которые
монетизировала с помощью продажи рекламы.
SocialMedia не называет фирму, но утверждает, что
это рядовой игрок, не имеющий большого
финансирования. Многие клиенты SocialMedia
зарабатывают в среднем по $100 000 в месяц.
"ВКОНТАКТЕ" С "ОДНОКЛАССНИКАМИ"
Российские социальные сети отстают от
западных на несколько лет. "Вконтакте"
далеко до сотен миллионов членов Facebook. Но
предвестники роста рынка приложений для
российских соцсетей есть уже сейчас. По
данным исследовательского холдинга ROMIR, 20%
пользователей социальных сетей в Рунете
платят за дополнительные сервисы. Каждый
третий покупает смайлики, а каждый
четвертый оплачивает использование
расширенной галереи фото и видео, а также
приобретает баллы рейтинга. Те, кто уже
сегодня тратят деньги на подобных сайтах,
составляют огромную аудиторию. Из 31,9 млн
человек, которые вышли в Рунет в апреле 2009
года, около 18,9 млн зашли хотя бы в одну
социальную сеть. Из них 14,3 млн посетили "Вконтакте"
и 7,8 млн - "Одноклассники", в "МойМир"
заглянули около 6,3 млн. То есть, 3,78 млн
пользователей уже делают покупки в
соцсетях. По мнению экспертов, ситуация,
благодаря проникновению ШПД (широкополосного
доступа в Интернет), будет меняться -
расширится аудитория Рунета, и средний
клиент станет активнее.
Владельцы российских сетей также начали
перенимать западный опыт. Год назад "Вконтакте"
и Mail.ru последовали примеру Facebook и открыли
свой API (Application Programming Interface) - интерфейс для
разработки приложений. Но вместо того чтобы
поддерживать и без того немногочисленных
разработчиков, отечественные компании до
недавнего времени брали приличную комиссию.
Так, Mail.ru взимала с разработчиков в среднем
50% от их доходов. 3 ноября компания объявила,
что будет возвращать разработчикам 100%
средств, заплаченных пользователями за
приложения, и даже бесплатно рекламировать
лучшие программы.
"Вконтакте" ратует за создание
рыночного стандарта API. Именно этим
объясняет основатель сети Павел Дуров
требование к разработчикам не размещать
аналогичные приложения в других социальных
сетях. Многие восприняли шаги двух сетей
как обострение конкуренции. Правда,
бороться пока особо не за что. Игроки
признают, что российский рынок приложений
для соцсетей находится в самом начале
развития. Президент "Одноклассников"
Никита Шерман считает, что объем этого
сегмента в 2009 году составит $30 млн. Причем
половину суммы заработает одна-единственная
игра - "Веселый фермер" компании I-Jet,
самая популярная в сети "Вконтакте".
За год в социальных сетях не появилось
больше ни одного значимого проекта, но
эксперты предсказывают этому рынку
взрывообразный рост, ссылаясь на примеры
Facebook и MySpace. Никита Шерман и сам основал
компанию Drimmi, которая в ближайшее время
должна анонсировать свою первую игру для
соцсетей. "Самый перспективный бизнес -
тот, который ориентирован на получение
доходов с конечных потребителей. Поэтому
наиболее выигрышные способы монетизации -
те, где пользователь платит либо за доступ к
продукту, либо за дополнительные товары и
услуги внутри. Если говорить о Drimmi, она
ориентируется исключительно на условно-бесплатную
модель", - говорит он.
Сложности рынка Никита Шерман связывает с
тем, что в России мало профессиональных
команд, ориентированных на работу с
социальными платформами, и еще меньше
разработчиков, способных заниматься
продвижением продукта. "Дело в понимании
специфики социальных сетей, игровых
проектов и принципов монетизации", -
объясняет генеральный директор Drimmi. Кроме
того, и у этих немногочисленных
разработчиков возникают сложности с
выводом полученных от пользователей денег.
Поэтому талантливые программисты
предпочитают зарабатывать на Западе, где
аудитория в разы больше, люди с большей
охотой готовы тратить, а вся инфраструктура,
включая платежные системы, работает как
часы. Прелесть бизнеса в Интернете в том,
что отсутствуют географические границы. По
данным Juniper Research, к 2012 году количество
активных пользователей социальных сетей в
мире достигнет 600 млн человек, тогда как еще
в 2007-м эта цифра составляла всего 14 млн.
"ЯБЛОЧНЫЙ" ЭКРАН
Следующая по привлекательности платформа
для маленьких команд программистов
появилась благодаря Apple. В 2007 году на рынок
вышел первый "яблочный" телефон - iPhone, а
в 2008-м зародился рынок приложений для этого
устройства. В фирменном онлайн-магазине
AppStore предлагается свыше 100 000 программ, а 50
млн пользователей iPhone уже скачали более 2
млрд приложений.
Громких историй о немыслимых прибылях за
год существования платформы прозвучало
множество. Например, Стив Деметра,
разработчик игры Trism, которая продается в
AppStore за $5, всего за два месяца заработал $250
000, о чем сообщил журнал Wired в августе 2008-го.
Команда Стива - это он сам, его друг и
внештатный дизайнер, чья работа обошлась в
$500. "Я действительно не думал о деньгах, -
рассказывал он в интервью журналу Wired. - Я
получил письмо от 50-летней дамы, которая
сказала, что не играет в игры, но любит Trism.
Это то, для чего я ее и создал". Игра не
представляет собой ничего
сверхординарного. За такими коротают время
в очереди к врачу или при поездке в метро.
Экран iPhone заполнен разноцветными
треугольниками, которые можно передвигать
рядами. При совпадении цвета четырех
близлежащих треугольников они исчезают.
Идея повторяет множество уже существующих
казуальных игр.
В iPhone действуют те же модели монетизации,
что и в социальных сетях. Например, компания
Tapulous разработала бесплатное приложение Tap
Tap Revenge, музыкальную игру, использующую
сенсорный дисплей устройства и
акселерометр для определения попадания
движений пользователя в ритм мелодии. За
две недели эту "безделушку" скачали
миллион человек. Чуть позже Tapulous начала
размещать в игре рекламу, а также
запланировала выпуск платной премиум-версии.
При таком числе пользователей, по оценкам
экспертов, выручка приложения может
составить $5000 - 10 000 в день. Команда Tapulous
также была немногочисленна - всего пять
человек вместе с ее основателем Бартом
Декремом.
Приложения Apple официально продаются через
AppStore. Для каждой страны, в том числе и для
России, существует своя версия этого
магазина. Конечно, наибольшее количество
посетителей приходится на американский
сайт, и отечественные программисты не могли
обойти стороной этот факт. "Первая игра
российских разработчиков, которая вышла в
Top-10 и стала хитом, была простенькая "стрелялка"
iDracula, - рассказывает основатель самого
популярного сайта в Рунете, посвященного
телефону Apple - iphones.ru, Артур Малосиев. - Ее
сделала группа из трех человек - MoreGames
Entertainment. Игра продавалась по $1 и в течение
двух недель держалась в списке хитов продаж.
В это время ребята зарабатывали по $15 000 в
день. Она полностью себя окупила, несмотря
на комиссию магазина, который берет 30%".
По его словам, сейчас многие игры повторяют
успех iDracula, но точно определить, россияне
делали продукт или нет, почти невозможно.
"Иностранные компании нанимают
интернациональные команды - программиста
из России, дизайнера из Англии, рекламщика
из США, - объясняет Артур Малосиев. - Чтобы
приложение стало хитом, необходимо, чтобы
про него написали". Кроме того, надо
разослать промокоды, позволяющие бесплатно
тестировать программу. Желательно
выпускать и обновления, чтобы подогревать
интерес к игре.
ЗАКАЗЫ "РОЗОВЫХ ПИНГВИНОВ"
Российские фирмы, специализирующиеся на
создании приложений под iPhone, выполняют
много зарубежных заказов. Это могут быть
игры или корпоративные приложения для
менеджеров крупных компаний, которые хотят
управлять бизнес-программами дистанционно.
"Разработчики зарабатывают не только
своими программами, но и созданием
приложений рекламного типа для сторонних
организаций, - говорит Валерий Петренко,
специализирующийся на лингвистических
программах для iPhone. - Скажем, "Общество
розовых пингвинов" из Гондураса просит
сделать приложение, которое вкратце о них
рассказывает, показывает их логотип, дает
ссылку на сайт и призывает вступать в их
ряды. Я сначала удивлялся, зачем пингвины
платят за это такие деньги. Но оказалось,
что отдача от собственного бесплатного
рекламного приложения в AppStore на порядок
выше, чем в Google. Но как пингвины из Гондураса
узнают про разработчика Степана из
Волоколамска? Для этого Степан должен
сделать несколько красивых полезных
бесплатных и удобных программ". На счету
самого Петренко несколько разработанных
приложений. Самое популярное - SuperBible, оно
распространяется бесплатно и
предназначено для удобного чтения и
изучения Библии.
В московской фирме Happr, бизнес которой
состоит в создании разработок под iPhone,
подтверждают, что зарабатывают по большей
части на внешних заказах. Офис в столице
стоит дорого, вторая статья расходов -
зарплата пяти сотрудникам. "Заказов
много, но большинство людей хотят собрать
самолет за пять копеек, - рассказывает
директор проектов компании Артем Горюнов. -
Например, разрабатывали приложение, дающее
возможность узнать результаты матчей,
текущий счет, информацию по забитым мячам в
реальном времени. Другой пример -
приложение, которое позволяет читать
новостной сайт удобным способом на iPhone".
По его словам, заказы поступают в равном
соотношении от российских компаний и от
западных, но иностранцы готовы платить
больше. Вместе с тем у Happr неплохое
портфолио собственных программ, которые
продаются в американском и российском AppStore
по $0,99. Наиболее популярные из них: WorldSubMoscow,
iSparkler, DiscountTax, ABCPAint. Первая предназначена для
разработки оптимального маршрута в
московском метро. Она вышла в Top paid - список
самых покупаемых программ в российском
AppStore. Приложения Happr еще ни разу не входили в
американский Top, но основные продажи
компания делает там. По словам Артема
Горюнова, максимальная выручка, которую
удалось получить с одного приложения,
составила $8000.
Автор приложения "айРоссия" (карта
страны и статистические данные по городам)
Денис Грызлов работал над программой около
трех месяцев. "Самое сложное было собрать
всю информацию и обрисовать карту в нужном
формате, сама-то программа простая", -
рассказывает автор. Сейчас разработка
продается только в российском AppStore. "Собственный
интерес получилось отбить с лихвой, -
отмечает Денис Грызлов, - кроме того,
появились новые связи и перспективы. Но
жить с продажи программы, предназначенной
только для нашего рынка, практически
нереально. "АйРоссия", провисев на
первом месте в Top очень долго, показала
практически максимально возможные у нас
результаты. Когда о ней написали на сайтах и
в форумах, удавалось зарабатывать по $300 - 400
в день. Сейчас такие суммы накапливаются
только за месяц".
Стоимость разработки приложений для "яблочных"
телефонов сильно варьируется. "Все
зависит от сложности и временных затрат - от
$1000 и выше. Игры могут стоить и $100 000", -
говорит Артем Горюнов. "Средней цены на
разработку не существует, - соглашается
Артур Малосиев. - Она берется "с потолка",
как при создании сайтов. Кто-то готов
сделать за $1000, а студия запросит $50 000. Можно
примерно подсчитать бюджет исходя из того,
что один специалист стоит $80 в день". Так,
разработка простой игры, в которой персонаж
просто ходит по уровням и стреляет в
монстров, занимает от двух недель до месяца
при условии, что работает команда из 3-4
человек (дизайнер, программист, менеджер
проекта, рекламщик). Любая новая функция
увеличивает цену. Например, если хочется,
чтобы у пользователя была персональная web-страница
- плюс $500, если информация с результатами
игры выкладывается в Интернет - еще плюс $500.
Бывало и так, что за игру запрашивали $50 000, а
потом делали с урезанными функциями за $2000.
Это разумно, можно добавлять "фишки"
постепенно, используя уже заработанные
деньги. Случается и так, что даже затраты на
разработку не окупаются из-за высокой
конкуренции. Это происходит, если кто-либо
размещает похожий по функционалу продукт
бесплатно, например в целях саморекламы.
Сделать это может любой, имеющий навыки
программирования и заплативший $99 за
годовое членство в сообществе
разработчиков Apple.
Популярность телефона вышла Apple боком - на
пиратских сайтах можно найти версии
топовых программ по бросовым ценам. "Многие
команды, которые делали звездные продукты,
когда AppStore только появился, ушли с рынка из-за
того, что пираты отбирают большой кусок
пирога, - рассказывает Артур Малосиев. -
Около 85% всех продаж идет через "левые"
сайты. Когда выходит новая версия прошивки,
это помогает на пару-тройку месяцев, затем
ее ломают". Нелегальные версии можно
устанавливать на телефоны, которые были
куплены за рубежом, а затем "разлочены".
По мнению экспертов, таких около 75% в России.
ВОВРЕМЯ ПРОДАТЬ
Сегмент приложений для социальных сетей
существует всего два года. И здесь не имеет
значения, как долго присутствует на рынке
компания или сколько человек в ней работают.
Даже команды из двух-трех друзей могут
основать фирму и продать ее через несколько
месяцев за миллионы долларов. Главное -
знать, чего хотят пользователи. Когда бум
приложений в Facebook только начинался, у 22-летнего
Джо Эйгбобо и 24-летнего Джессома Тевелоу не
было даже своего аккаунта в сети. Тем не
менее созданное ими в 2007 году приложение
Sticky Notes приносило по $45 000 в месяц за счет
рекламы. Эта программка имитирует
виртуальные "бумажные" стикеры, на
которых можно писать короткие сообщения.
Джо потратил на ее создание меньше недели.
После успеха первого проекта они получили
множество предложений о покупке программы,
приглашений на постоянную работу в ведущие
компании. Но Джо и Джесс решили создать
собственную фирму J-Squared Media. Спустя пару
месяцев им сделали предложение о ее покупке
за $3 млн, новоиспеченные бизнесмены
отказались. Но крупные компании продолжают
активно интересоваться разработчками, а
рынок слияний и поглощений в этом сегменте
растет, несмотря на кризис.
Только в ноябре 2009-го было три сделки.
Мировой производитель компьютерных игр -
Electronic Arts купил разработчика приложений для
социальных сетей Playfish за $300 млн. Еще $100 млн
может составить премия, если компания
достигнет определенного роста. Конкурент
Playfish, фирма Playdom, получила $43 млн от четырех
венчурных фондов (New Enterprise Associates, Rick Tompson,
Lightspeed Venture Partners and Norwest Venture Partners). А немецкой
компании Wooga перечислено 5 млн евро в рамках
второго раунда инвестиций от венчурного
фонда Balderton Capital. Wooga была основана меньше
года назад. Первое и на сегодняшний день
единственное приложение Wooga для Facebook - Brain
Buddies было запущено в июле.
Сейчас разработчики возлагают большие
надежды на новую платформу, которая должна
занять место рядом с facebook и iphone, - android. "iphone
os и android в ближайшие годы будут доминировать
на рынке, захватив его и разделив почти
пополам. Первый - за счет вечных инноваций и
лояльности фанатов apple, второй - из-за
использования многочисленными компаниями
в своих устройствах", - уверен артем
горюнов. При заказе приложения для iphone
разработчики сразу же предлагают создать
версию под android, и клиенты начали
соглашаться.