Нынешний год станет для компаний испытанием на качество лизингового портфеля и систем риск-менеджмента. Те, кто переживет 2009 год, имеют все шансы появиться в нашем рэнкинге и в следующем году.
Без денег жизни нет
По словам лизингодателей, в четвертом
квартале 2008 года и в начале текущего года
рынок лизинга в традиционном его понимании
отсутствовал. Основная работа компаний
заключалась в переоценке рисков
существующих договоров и выработке
критериев, на основании которых следует
реструктуризировать долги клиентов.
Сумма новых сделок (а именно этот
показатель в лизинге характеризует рынок)
по итогам 2008 года снизилась на 27,8% по
сравнению с 2007 годом -- объем новых сделок в
2008 году составил 720 млрд руб., а суммарный
портфель лизинговых компаний -- 1390 млрд руб.
"На сегодняшний день основными
факторами, влияющими на рынок, остаются
неопределенность развития экономической
ситуации и сроки восстановления
финансового рынка. Тяжелым бременем на
предприятиях лежит долговая нагрузка в
виде кредитов и займов на фоне резкого
падения выручки. Многие клиенты взяли паузу
для оценки перспектив развития рынков, на
которых они работают, и, соответственно,
корректировки инвестиционных программ, в
рамках которых осуществляются и лизинговые
проекты",-- говорит Андрей Коноплев,
генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг".
Отток инвестиций и сокращение кредитных
ресурсов заставляют потенциальных
клиентов "затягивать пояса".
Сократился спрос на корпоративный
автотранспорт и на спецтехнику. Компании
предпочитают направлять свободные
денежные средства в оборот. Рост ставок по
кредитам усугубляет проблемы лизинговых
компаний с не полностью
профинансированными проектами.
Соответственно, растет стоимость услуг
лизинга. Становится рядовой ситуация, когда
в ходе финансирования проекта ставка
привлечения вырастает и клиент
отказывается от завершения сделки.
Концентрация на лизинговом рынке
снизилась: если в 2007 году на крупнейшую
компанию приходилось 13,2% объема новых
сделок, то в 2008 году -- только 6,48%.
Концентрация бизнеса на 10 крупнейших
компаниях снизилась с 40,38% в 2007 году до 32,7% в
2008-м.
В рэнкинге российских лизингодателей к
вершине приблизились компании, работающие
в стратегически важных отраслях ("Ильюшин
Финанс Ко", "Газтехлизинг"), с
наиболее ликвидным оборудованием (Europlan, "Скания
Лизинг", "Каркаде", "КамАЗ-Лизинг"),
а также компании, имеющие доступ к
финансовым ресурсам материнских банков (ЛК
"Уралсиб", "НОМОС-Лизинг", "ТрансКредитЛизинг").
Нехватка финансирования изменила и
структуру спроса. Во второй половине 2008
года увеличился спрос на возвратный лизинг,
в то же время резко сократился спрос на
новое имущество, вне зависимости от формы
приобретения. Клиенты стали рассматривать
более долгие сроки договора лизинга,
поскольку в этом случае уменьшается размер
ежемесячного лизингового платежа. Для
большинства клиентов закупка и поставка
нового импортного оборудования и
спецтехники в связи с падением курса рубля
стала экономически непривлекательной, а
зачастую неокупаемой на пороге "вхождения
в сделку".
Объем кредитных средств, на которые могли
бы рассчитывать лизинговые компании, в
первые два месяца текущего года был
значительно ограничен высокими
девальвационными ожиданиями (банки
направляли средства на валютный рынок).
Теоретически у компаний оставалась
возможность привлечь некоторый объем
ресурсов, однако процентная ставка по ним
вряд ли была бы приемлема для потенциальных
клиентов.
Девальвация рубля привела также к
дополнительному снижению спроса на
лизинговые продукты в связи с отсутствием
уверенности в достойной рентабельности
бизнеса. Договоры лизинга, по которым
кредиты были получены в валюте, оказались
невероятно убыточными -- в частности, для
тех компаний, которые согласовали с
клиентами графики платежей в рублях. Кроме
того, девальвация значительно повлияла на
прибыльность лизинговых компаний согласно
российской финансовой отчетности -- точнее,
привела к появлению технических убытков, не
отражающих реального финансового
состояния компании.
Удержаться на плаву
У большей части имеющихся и потенциальных
клиентов лизинговых компаний не ясны
перспективы и объемы работ даже на 2009 год.
Платежная дисциплина клиентов ухудшилась,
увеличиваются просрочки платежей, чаще
возникают дефолты по сделкам. Наиболее
подвержены проблемам клиенты, работающие с
минимальным уровнем рентабельности и
делающие бизнес на оборотах.
"Можно с уверенностью говорить о том,
что в 2009 году ключевой задачей компаний
станет оптимизация всех бизнес-процессов,
подразделений и направлений деятельности.
Сложившиеся на рынке условия показывают
результативность инвестиционной политики
той или иной компании. Ошибки рискованной
финансовой политики ранее сглаживались
растущей экономикой. В ближайшем же будущем
лизинговым компаниям предстоит пройти тест
на прочность в отношении качества
сформированного портфеля сделок и
управления рисками",-- заявляет Алексей
Иодко, гендиректор "Райффайзен-лизинг".
Для любой лизинговой компании
реструктуризация и платежи с опозданиями --
лучшее развитие событий, нежели судебная
процедура и реализация предмета лизинга.
Нынешний год, очевидно, станет временем
проверки на прочность лизинговых компаний,
и его итоги будут зависеть от правильности
портфеля сделок, рационального
распределения рисков при финансировании
клиентов различных отраслей и регионов,
отсутствия узкой специализации. Очевидно,
что лизинговые компании,
специализирующиеся на строительном
оборудовании и спецтехнике, испытывают
такие же проблемы, как и вся строительная
отрасль. В этом смысле более устойчивы
универсальные лизинговые компании, не
отдававшие предпочтение какой-либо отрасли
и работающие в нескольких регионах.