Впрочем, российским брендам от этих потрясений жить лучше не стало. По данным "Автостата", доля рынка отечественного автопрома снизилась до 29% (с 30,3% в январе - апреле прошлого года).
Европейские марки при этом захватили долю
рынка, на 6% превышающую прошлогоднюю - почти
те же 29%. Таким образом, большинство россиян
даже в трудные времена предпочли недорогие
иномарки отечественным автомобилям.
АвтоВАЗ, несмотря на активную поддержку
государства в виде выдачи льготных
автокредитов на покупку "Жигулей",
терпит убытки, сравнимые с потерями 1998 года.
Так, краткосрочные обязательства компании
уже превысили 80 млрд рублей, что на 33%
превышает стоимость всех активов
предприятия. Чистый убыток за 2008 год
составил на АвтоВАЗе 6,68 млрд рублей, а за
первый квартал 2009 года - 6,33 млрд рублей.
Объем реализации автомобилей с начала года
упал на 42%, хотя за апрель наблюдался
сравнительно небольшой рост продаж (эксперты
считают, что из-за предоставления
потребителям дешевых автокредитов).
Несмотря на плачевное состояние
отечественного автопрома, государство
продолжает поддерживать его на плаву,
вместо того чтобы способствовать его
коренной модернизации. Так, через концерн
"Ростехнологии" для АвтоВАЗа будет
выделено 25 млрд рублей беспроцентной ссуды.
Также этот автопроизводитель получит
налоговую отсрочку в 1,5 млрд рублей сроком
до 2017 года. Всего до конца этого года
предприятие должно выплатить или
рефинансировать 36 млрд рублей долгов.
Автогигант также начал "работу по
сокращению издержек": перевел персонал
на укороченную рабочую неделю со снижением
зарплаты и сократил премии у топ-менеджеров.
Ситуация с нижегородскими коллегами
АвтоВАЗа - группой ГАЗ сложилась едва ли не
более удручающая. Долги автозавода
превысили 40 млрд рублей, а продажи
сократились с начала года на 61%. Проект Volga
Siber оказался вовсе не таким прорывным, как
представлялось, а конвейер работал три дня
в неделю. Под угрозой увольнения оказались
80 тыс. сотрудников.
В итоге господдержка ГАЗу была оказана
самая широкая. Завод включили в список
системообразующих предприятий государства.
Это значит, что группе положены и кредиты, и
государственные гарантии, и госзаказ, и
субсидирование процентных ставок, и многое
другое. В результате 11 из 13 банков-кредиторов
уже согласились на реструктуризацию долгов
группы ГАЗ.
Поддержка отечественного производителя -
дело, бесспорно, благородное. Только вот
нужно отслеживать, на что предприятие
расходует государственные (то есть наши с
вами) деньги.
И вот недавно стало известно, что владелец
бедствующего концерна Олег Дерипаска
собирается расширять свой бизнес. Более
того, речь идет не о создании нового
производства в России. Группа ГАЗ взялась
тягаться с итальянским гигантом Fiat в
покупке активов компании Opel, находящейся
сегодня в "предынфарктном" состоянии.
Выходит, что не только дальневосточные "несогласные",
но и московские олигархи считают иномарки
более привлекательными, чем отечественные
авто... Впрочем, неизвестно, пойдут ли эти
вложения в заграничные активы на пользу:
известно, что купленный ранее группой ГАЗ
британский концерн LDV уже пришлось продать.