Основной вывод: несмотря на катастрофическое падение объемов, российский лизинг жив и продолжает наращивать обороты, хотя и не в таком темпе, как в предыдущие годы
Последствием кризиса стало резкое
сокращение объемов нового бизнеса до 26,6
млрд долларов. Такое, почти на четверть,
падение рынка, по мнению экспертов,
произошло прежде всего из-за отказа
компаний от обновления основных фондов. Еще
одной причиной сокращения рынка лизинга
называется сжатие объемов банковского
кредитования. Как показало исследование,
лизинговая отрасль преимущественно
финансировалась за счет банковских
кредитов (на 62,6%). Рост стоимости заемных
средств и отказ банков кредитовать
лизинговые компании оставил их практически
без внешнего финансирования, что
незамедлительно сказалось на объемах
нового бизнеса. Также на снижение объемов
рынка оказало влияние и сокращение
программы РЖД по обновлению своего
подвижного состава. Последние несколько
лет лизинг железнодорожного транспорта
являлся самым динамичным и объемным
сегментом российского рынка финансовой
аренды.
Несмотря на то что объемы рынка упали,
количество как заключенных договоров, так и
лизингополучателей увеличилось в 2008 году
на 13,5 и 13,3% соответственно. Также на 18,2%
увеличился суммарный портфель лизинговых
сделок компаний. По мнению экспертов, это
свидетельствует об уменьшении средней
стоимости контракта, то есть произошла
переориентация лизинговой отрасли на более
ликвидные и более дешевые объекты лизинга,
в первую очередь автотранспорт.
Лидером рынка стал лизинг автотранспорта,
на его долю приходится около 32,25% объема
нового бизнеса. Это единственный крупный
сегмент, показавший рост в кризисные месяцы.
Он вырос на 6,25%, при этом количество
контрактов увеличилось на 20%. Эксперты
отрасли считают, что в условиях кризиса
лизинговые компании сами предпочитают
работать с автотранспортом, нежели с
оборудованием и недвижимостью. Это связано
с высокой ликвидностью автомобилей. Еще
одна причина роста объемов лизинга
автотранспорта - сокращение банковского
автокредитования, что вынудило многие
фирмы обратиться в лизинговые компании.
Второе место по объему рынка занимает
лизинг оборудования (28,57%). Его доля
сократилась на 11,29%. Причины: кризис в
отраслях, в первую очередь в машиностроении
и строительстве, и отказ компаний от
переоборудования производства.
Значительно уменьшилась доля лизинга
железнодорожного транспорта, авиатехники и
судов (до 23,46%). Основные причины: уже
упомянутые действия РЖД, сокращение
банками объемов кредитования лизинговых
компаний и резкий рост уровня рисков в
транспортной отрасли. В результате из 22
активно работающих в этом сегменте
лизинговых компаний сейчас осталось не
более пяти. Объем новых сделок в сегменте
железнодорожного транспорта упал
практически вдвое, а рынок лизинга судов
сократился более чем в 13 раз.
Почти двукратно увеличились объемы
лизинга сельскохозяйственной техники и
скота (до 6,34%). Столь успешное развитие даже
в кризисный период эксперты связывают с
активной господдержкой аграрного сектора.
Также вдвое выросли объемы лизинга
недвижимости (до 4,08%).
Судя по всему, локомотивами роста лизинга
в кризисный период станут автолизинг и
агролизинг. При этом, по мнению экспертов,
лизинговая отрасль имеет неплохие шансы на
восстановление. Об этом свидетельствует
рост спроса на лизинг, в первую очередь из-за
сокращения банковского кредитования.
Количество обращений в лизинговые компании
выросло на 22%.
В структуре финансирования лизинговых
компаний на 3% увеличилась доля аванса и
доля кредитов российских банков, на 2%
уменьшилась доля кредитов зарубежных
банков и с 11,3 до 7,3% снизилась доля
собственных средств компаний. Все это
говорит о том, что лизинговые компании
находятся в крайне тяжелом положении:
дешевые западные кредиты недоступны,
российские кредиты дороги, собственных
средств остается все меньше, и они
вынуждены поднимать авансовый платеж.
Поэтому в дальнейшем, по мнению экспертов,
будет происходить консолидация отрасли: с
рынка уйдут небольшие игроки, портфели
которых скупят крупные компании. Также
эксперты ожидают ужесточение кредитной
политики лизингодателей и снижение сроков
лизинга с трех до двух лет.