- В первую очередь сыграла свою роль стабилизация курса национальной валюты, - считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. - Кроме того, существенное снижение спроса вынуждает производителей искать новые способы привлечения клиентов.
Не обошлось и без помощи государства: оно
решило субсидировать процентную ставку по
кредиту на недорогие новые автомобили,
собранные на территории нашей страны.
Размер субсидии - две трети ставки
рефинансирования Центробанка (то есть 8,67%).
Это означает, что если раньше банк был готов
одолжить под 18%, то теперь с учетом
государственной субсидии процентная
ставка составит 9,33. Получить дешевый заем
можно в ВТБ24, Сбербанке и Россельхозбанке.
НАРОДНАЯ МАШИНА
Первый кредит по государственной
программе уже был выдан 9 апреля. Москвичка
Юлия купила компактную «Шкоду Фабиа»
василькового цвета ровно за 350 тысяч рублей.
С тех пор в один только ВТБ24 поступило более
1000 заявок. Среди автомобилей, которые можно
купить по такой же программе, помимо «Шкоды»,
- «Рено Логан», «Киа Спектра», «Форд Фокус» в
базовой комплектации, «УАЗ Патриот», «Шевроле
Нива» и весь модельный ряд «Лады».
- Для нас запуск совместной программы
такого уровня не является единичной акцией,
опыт уже есть, - объясняет Алексей Токарев,
вице-президент ВТБ24. - Сейчас кредиты
выдаются уже во всех регионах. Всего по
России будет выдано 90 - 100 тыс. льготных
автокредитов, из них мы рассчитываем выдать
35 - 40 тыс.
Ограничения для заемщиков установлены
минимальные. Для того чтобы стать
счастливым обладателем ключей от нового
авто российского производства, нужно быть
старше 21 года, иметь непрерывный стаж на
рабочем месте как минимум 6 месяцев,
зарабатывать больше 15 тысяч рублей в месяц.
Требования даже чересчур либеральные.
Например, зарплата в 15 тысяч рублей
позволит выплачивать только кредит на
самый дешевый отечественный автомобиль ВАЗ-2107,
да и то с трудом.
У ВТБ24 и «Россельхозбанка» процентная
ставка будет 9,33%, у Сбербанка ниже - 6,33%. Дело
в том, что у Сбера изначально цена рублевого
автокредита была ниже, а государственная
субсидия для всех трех банков - одинаковая.
Немаловажная деталь - кредит будет
выдаваться на ограниченный срок - до 2,5 года.
Деньги за машину нужно будет вернуть строго
до 31 декабря 2011 года.
Одна из главных трудностей, с которой уже
столкнулись граждане, желающие приобрести
автомобили по госпрограмме, - нехватка
иномарок. Базовых комплектаций по
минимальной цене - до 350 тысяч рублей, на
которые распространяется субсидирование
процентных ставок, - попросту нет в наличии
в автосалонах. Зато «Лада» есть всех
моделей, комплектаций. Будем надеяться, что
это временные трудности.
Хотя некоторые эксперты предполагают, что
пока банки и дилеры просто боятся продавать
машины. Ведь государство обещало перевести
финансовым учреждениям деньги за выданные
кредиты только к концу мая. И пока средства
не поступили на счета, банки искусственно
притормаживают - ждут, когда программа
заработает в полную силу.
- Мне кажется, в ближайшие месяц-два банки
будут искусственно сдерживать количество
выдаваемых кредитов по льготной
госпрограмме, - соглашается с этим Дмитрий
Ерохин, генеральный директор Центра
автомобильных кредитов. - Когда банки
увидят, что правительство выплачивает
субсидии, кредиты они будут выдавать
намного охотнее.
ВСЛЕД ЗА ГОСУДАРСТВОМ
Начиная с апреля кредиты на льготных
условиях выдает не только государство, но и
некоторые банки, и даже производители.
Очевидно, что любой автозавод хочет, чтобы
его товар можно было купить на особых
условиях. Поэтому для того, чтобы вписаться
в параметры госпрограммы, например, «Киа» и
«Форд» даже снизили цены на базовые
комплектации. С другой стороны, тот же «Форд»
заинтересован продать не только «базу», но
и более навороченные автомобили. Да тот же «Фокус»,
но уже с кондиционером,
электростеклоподъемниками, более мощным и
дорогим двигателем. Поэтому он, например,
запустил свою собственную программу
кредитования - точно такую же, как у
государства. Автомобильная компания
доплачивает банкам за снижение процентных
ставок, при этом кредиты выдаются не на 2,5
года, а на гораздо более длительный срок.
Подтягиваются и другие автопроизводители.
Все-таки большая часть популярных
автомобилей стоят пусть и немного, но
дороже 350 тысяч рублей. Недорогие
автомобили есть и у «Рено», и у «Фольксвагена»,
и у «Хендай». Терять покупателя они не хотят,
поэтому различные льготные программы, при
которых процентную ставку субсидирует
производитель, запускаются в «ЮниКредитБанке»,
«Газпромбанке», «Русфинанс Банке», «Альфа-Банке»,
«Райффайзенбанке», «Уралсибе».
В апреле, по данным агентства «Автостат»,
продано не более 140 - 150 тысяч новых
автомобилей, что в два раза меньше, чем за
тот же месяц, но в прошлом году.
В последующие месяцы продажи могут
несколько вырасти - благодаря грядущему
увеличению количества льготных программ.
А КАК У НИХ?
Способы спасения автопрома у всех стран
разные. Например, в США выдают кредиты трем
крупнейшим автомобильным заводам. Правда,
пока что им это слабо помогает. Инвесторы
боятся того, что «Дженерал Моторс» все-таки
не выдержит кризиса и будет признан
банкротом.
По-другому поступила Германия - она
поддержала свой автопром через
стимулирование потребительского спроса.
Каждый немец, пожелавший утилизировать
свою машину старше 10 лет, получает от
правительства субсидию в размере 2,5 тысячи
евро. Эта программа пользовалась
грандиозным успехом, в итоге деньги,
зарезервированные на нее в бюджете
Германии, уже скоро закончатся.
Российская программа субсидирования
ставок, кстати, по расчетам Минпромторга,
обойдется бюджету в 6 миллиардов рублей.
Однако это не вся сумма поддержки - один
только АвтоВАЗ получит еще 24 миллиарда
кредитов от государства.