Вчера компания "АСМ-Холдинг" опубликовала данные за первые три месяца этого года, согласно которым автопроизводство в стране снизилось в 2,9 раза - до 143,953 тыс. машин всех типов с 414,208 тыс. за тот же период годом ранее.
Импорт иномарок упал также в три раза, а
производство отечественных иномарок -
менее чем в два раза, что позволило
иномаркам увеличить долю на рынке. Эксперты
считают, что доля иномарок отечественного
производства продолжит расти и далее в
ущерб традиционным российским моделям.
Производство легковых автомобилей в
первом квартале составило 123,342 тыс., тогда
как годом ранее этот показатель достигал
331,111 тыс. штук, отмечается в исследовании
"АСМ-Холдинга". При этом падение у
исконно отечественных производителей
оказалось куда более глубоким, нежели у
иностранцев, занимающихся сборкой на
территории России. В январе-марте было
отмечено менее чем двукратное падение
сборки иномарок - 66,182 тыс. шт. против 129,992 тыс.
машин годом ранее. Тогда как сокращение
производства автомобилей отечественных
марок рухнуло более чем в 3,5 раза - с 201,119 тыс.
до 57,160 тыс. машин.
Отечественному автопрому не помог даже
протекционизм со стороны государства,
которое ввело с нового года заградительные
пошлины на подержанные и увеличило сборы за
новые иномарки, ввозимые на территорию
страны. В результате сложилась ситуация,
когда поток подержанных импортных
автомобилей упал в 20 раз, практически до
нуля, тогда как ввоз новых иномарок, доля
которых в импорте составила 97%, сократился
почти в три раза - с 436,5 тыс. в первом
квартале прошлого года до 148,5 тыс. в текущем
году. Несмотря на потери импортеров,
традиционные российские марки не смогли
увеличить свою долю на рынке.
Эксперты отмечают нестабильность
нынешней ситуации, развитие которой будет
зависеть от общего состояния экономики. К
тому же, как считает аналитик компании "БрокерКредитСервис"
(БКС) Севастьян Козицын, данные по
производству не совсем красноречиво и
объективно отражают глубину падения
автомобильного рынка. "Российские
компании в конце прошлого года работали на
склад, пользуясь снижением цен на металлы, -
отмечает эксперт. - Отсюда и легкость, с
которой руководство предприятий шло на
увеличение выходных, и сокращенный график.
Первый и наиболее важный сигнал о масштабах
проблемы - снижение продаж на 47%, отмеченный
в марте, - поясняет Козицын. - Это более
красноречивый показатель катастрофы
авторынка".
Напомним, что, согласно данным Ассоциации
европейского бизнеса в России (АЕБ), по
итогам первого квартала продажа новых
легковых и легких коммерческих автомобилей
в России упала на 40% - до 260 тыс. шт. При этом в
марте продажи рухнули на 47% - до 119,7 тыс.,
тогда как в феврале спад составил 38%, а в
январе - лишь 33%. Несмотря на то что лидерами
продаж все равно оставались модели Lada, их
показатели также снизились на 30-40%.
При этом говорить о том, что решение
правительства направить десятки
миллиардов рублей на поддержку
производителей отечественных моделей и на
субсидирование ставок по автокредитам дает
положительный эффект, пока рано, считают
аналитики.
"Насколько оправданны дотации и
финансовые вливания в отрасль со стороны
государства, можно будет оценить месяцев
через пять-шесть, при условии, что ситуация
в экономике начнет стабилизироваться, -
считает гендиректор компании "2К Аудит -
Деловые консультации" Тамара Касьянова. -
О том, насколько ухудшится ситуация в
автопроизводстве, определенно сказать
нельзя - это будет зависеть от
экономической ситуации в стране и мире в
целом. Если не будет второй волны кризиса,
ситуация в автопроизводстве может
стабилизироваться. Однако резкого роста в
любом случае ждать не стоит".
С этим мнением отчасти согласен и Козицын,
который полагает, что меры
правительственной поддержки заработают
летом, а первый эффект можно будет ожидать в
июле-августе. "Но наиболее объективные
данные о том, как сказалась на
отечественных производителях господдержка,
появятся лишь к сентябрю-октябрю", -
полагает аналитик.
При этом эксперты считают, что даже с
учетом девальвации рубля и связанного с ней
подорожания импорта иномарки в России
будут в ближайшее время продаваться
активнее традиционных отечественных
моделей. "Очевидно, сохранится тенденция
к росту доли иномарок отечественного
производства, что, впрочем, наблюдалось и до
кризиса, - считает Касьянова. - Продолжит
снижаться и доля импортных иномарок, по
которым серьезно ударил не только
экономический кризис, но и повышение
ввозных пошлин".