Желающим получить низкую процентную ставку придется обратиться в один из двух государственных банков, иметь при себе не менее 30% стоимости машины и погасить кредит в течение 3-х лет.
Российские власти наконец определились
с порядком льготного кредитования
граждан при покупке изделий
отечественного автопрома. Целый месяц в правительстве
думали над тем, каким образом дотировать 2/3
ставки рефинансирования по автокредитам.
Льготный кредит можно будет получить
только в банке, где «доля участия
Российской Федерации или Центрального
банка Российской Федерации в уставном
капитале составляет не менее 50
процентов», говорится в постановлении
правительства. Этим критериям
соответствуют Сбербанк и ВТБ.
Для того, чтобы сэкономить около 40 тыс. на покупке
отечественного автомобиля в кредит,
претенденту на льготу придется найти 30%
первоначального взноса и предоставить
в банк справку о доходах по форме 2НДФЛ.
При этом заработная плата заемщика должна
в 3 раза превышать размер ежемесячного
платежа по кредиту ( к примеру, если
ежемесячный платеж по кредиту
составляет 7 тыс. руб. официальная зарплата
должна быть не менее 21 тыс. руб. в месяц).
По расчетам Минпромторга, по такой
схеме можно будет реализовать около 145 тыс.
автомобилей. На эти цели в федеральном
бюджете 2009-2010 годов предполагается
выделить по 2 млрд рублей.
Первоначально Минпромторг определил
список автопроизводителей, которым будет
оказана господдержка. При этом
рассчитывать на дотацию можно будет
только при покупке «базовой» (самой
недорогой) комплектации машины. В список «легковушек»
для населения попал весь модельный ряд «АвтоВАЗа»,
а также Chevrolet NIVA ( ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ»),
Fiat Albea (ОАО «Соллерс Набережные Челны»), Ford
Focus (ЗАО «Форд Мотор Компани»), Kia Spectra (ОАО «Ижевский
автомобильный завод»), Renault Logan (СП «Автофрамос»),
Skoda Fabia и Volkswagen Jetta (ООО «Фольксваген Груп
Рус»), UAZ Hunter (ОАО «Ульяновский
автомобильный завод»). Отметим, что
принцип выбора автомобилей первоначально
базировался на стоимости, которая не должна
была превышать 350 тыс. руб. Однако
некоторые модели, попавшие в список,
оказались дороже.
Так, Ford Focus в минимальной комплектации
с двигателем 1,4 будет стоить около 388 тыс.
руб., Chevrolet NIVA от 382 тыс., а Volkswagen Jetta,
калужской сборки, от 580 тыс. руб.
Однако в постановлении, принятом
правительством, четко сказано, что «субсидии
предоставляются при выдаче в 2009 году
физическим лицам кредитов на приобретение
легковых автомобилей стоимостью не более
350 тыс. рублей, произведенных на территории
Российской Федерации, согласно перечню
моделей, утвержденному министерством
промышленности и торговли РФ».
Таким образом, приобрести Ford, Volkswagen и Chevrolet
NIVA по льготной кредитной ставке не получится.
В то же время некоторые автомобили,
собираемые в России, стоимость которых
ниже 350 тыс. рублей, не попали в заветный
список минпромторга. Это Hyunday Accent,
собираемый на ТагАЗе, и Chevrolet Aveo,
производимые на калининградском
предприятии «Автотор». Чиновники считают,
что если эти компании не подписали
соглашение о промсборке, то и включать
их в список не надо.
Такая избирательность министерства
заинтересовала Федеральную
антимонопольную службу (ФАС), которая в настоящее
время проводит проверку перечня
автомобилей. По данным «Независимой
газеты», ФАС считает, что составители
списка незаслуженно дискриминировали
продукцию «Автотора» и «ТагАЗа». В свою
очередь, Минпромторг не согласен с позицией
антимонопольной службы.
Внедрение одного из первых
правительственных документов,
направленных на увеличение спроса,
может затянуться, поскольку пока
неизвестно, сколько потребуется времени
банкам, чтобы начать работать по льготной
схеме.
Желающим приобрести автомобиль с помощью
государства остается смириться с тем,
что это будет продукция «АвтоВаза»,
поскольку постановление ориентировано на спрос
именно этих авто, цена которых вписывается
в указанные рамки (стоимость «классики»
от 160 тыс. руб., Lada Kalina от 240 тыс. руб., Lada
Priora от 280 тыс. руб.).