Вчера правительство России утвердило поправки в бюджет-2009, они же - "антикризисный пакет". Образовавшийся дефицит в 3 триллиона будет покрыт за счет Резервного фонда.
Если объемный антикризисный план
правительства попытаться свести к одной
незамысловатой фразе, она будет звучать
примерно так: "Граждане, правительство
гарантирует всем кусок хлеба, кое-кому (особо
значимым предприятиям) - даже с маслом,
остальное - в ваших руках".
Более высоким стилем концепцию
противостояния кризису можно описать так.
Безусловным приоритетом будут социальные
расходы: поддержка Пенсионного фонда,
фондов социального и медицинского
страхования, выплата пособий по
безработице, индексация социальных пособий,
а также "межбюджетные трансферты" -
субсидии слабым региональным бюджетам,
опять-таки на социальные программы, но уже
по местным планам.
С одной стороны - это чисто популистская
мера: всем гражданам обещан некий
прожиточный минимум - пенсии, пособия,
выплаты "по уходу", компенсации и
прочее. Чтобы не было в стране голодных,
недолеченных, задолжавших за коммуналку, а
значит, готовых к протесту и волнениям.
Такой же приоритет выбрали правительства
всех развитых стран. Но с другой стороны,
социальный приоритет - глубоко
реформаторская антикризисная идея,
продуктом которой будет новая
посткризисная экономическая модель.
Еще в прошлом году правительство оказало
прямую помощь за счет бюджета и
золотовалютных резервов Центрального
банка почти всем, кто объявил себя жертвами
кризиса, - банкам, торговым сетям, "стратегическим"
строительным компаниям и так далее.
Вливания, конечно, помогли - не случилось в
России таких громких банкротств, как,
например, в США. Но не произошло и
структурных сдвигов в экономике, она
осталась такой же, какой была до кризиса.
Банки живут свой самостоятельной жизнью, им
по-прежнему нет дела до реального сектора.
Торговые сети, захватившие рынки крупных
городов, по-прежнему держат наценку в 30-50
процентов. Жилье подешевело на считаные
проценты. Все естественные монополии, а
также противоестественные, созданные на
местном уровне (жилищно-коммунальные,
общественного транспорта и прочие) с нового
года дружно подняли тарифы.
Официально объявленный (и закрепленный в
бюджете) социальный приоритет означает, что
отныне правительство заботится о гражданах,
но не о бизнесе. Это принципиально новый для
правительства курс, хотя признаки его
появились еще до вчерашнего заседания...
...Например, вице-премьер Шувалов заявил,
что государство не планирует оказывать
помощь "Русалу". А в администрации
президента подготовлен пакет документов о
ликвидации госкорпораций, живших на
бюджетные деньги.
Разумеется, "новый курс" не совсем
отрицает поддержку экономики. По новому
бюджету расходы на эти цели даже
увеличиваются. Так, на поддержку
финансового рынка и отдельных отраслей
промышленности выделяется 325 миллиардов. Но
деньги достанутся немногим. 50 миллиардов из
этой суммы - субсидии "Росатому", еще 50
миллиардов - компенсация РЖД выпадающих
доходов из-за снижения роста тарифов. 300
миллиардов пойдет на дальнейшую поддержку
банковской системы (вероятно, банкам с
госучастием). Всем остальным, за
исключением сверхважных вроде "космического"
НПО им. Хруничева, нескольких авиационных и
оборонных предприятий, придется решать
свои проблемы самостоятельно.
"Новый курс" - мера отчасти
вынужденная, потому что на поддержку всех
проблемных бизнес-структур денег просто
нет, отчасти - продукт размышлений и
политической воли. Потому что старый курс -
попытка решать все проблемы экономики за
счет государства - себя не оправдал.
Разумеется, новый подход породит волну
критики, причем на первый план будут
выдвигаться социальные последствия
закрытия тех или иных предприятий, банков,
сетей. Однако социальные гарантии людям
правительство уже выдало, а бизнесу помощь,
как показал опыт прошлого года, только во
вред - даже если бы у государства была
возможность продолжить раздачу денег.
***
Между тем...
В правительстве готовят удар по
бюрократии и монополистам
В Минрегионразвития задумали ударить не
по последствиям кризиса, а по одной из
основных его причин - по бюрократии и
взимаемым этой машиной поборам. Минрегион
предлагает упростить часть громоздких
бюрократических процедур в строительной
отрасли. В частности, предлагается
упростить государственную систему
регистрации прав собственности на квартиры
в новых домах. Сегодня эта на сто процентов
формальная процедура занимает от полутора
до двух лет и стоит (в масштабах страны)
столько, что на эти деньги можно ежегодно
строить по авианосцу. Или обеспечить жильем
всех льготников. Кроме того, Минрегион
планирует снизить стоимость подключения
жилых домов к инженерным сетям, которая на
сегодня составляет от 10 до 33 процентов
себестоимости жилья, а также разрешить
строить за счет бюджета автономные (независимые
от монополистов) энергоустановки и сети.
Если этот эксперимент увенчается успехом
(пакет мер будет представлен на утверждение
в правительство), за ним могут последовать
другие. В том же строительстве, например,
можно сократить количество разрешительных
виз на проекте в десять раз - со 120 до 12.
Сократить количество санитарных, пожарных
и прочих справок для малого бизнеса. Однако
те, кто непосредственно причастен к
строительному процессу, в этом сомневаются.
Судя по оценкам наших экспертов, инициатива
будет просаботирована и сорвана.