Страница: 1/2
Грамотное применение лизинговых схем даже в кризис может дать толчок для роста малого предприятия.
Однако в лизинге
имеются и подводные камни. Главными из них
для малого бизнеса являются рост ставок и
сезонность, которые угрожают
своевременности выплаты лизинговых
платежей. Но можно договориться.
Лизинг - это аренда имущества с правом его
последующего выкупа. Обычно в лизинг
берется дорогостоящее оборудование или
техника. Реже - производственные и
складские помещения. Лизинговый платеж (как
правило, ежемесячный) состоит из двух
частей. Он обязательно включает в себя
арендную плату (проценты по лизингу) и сумму,
которая направляется на частичное
погашение стоимости имущества. График
погашения рассчитывается так, что к моменту
окончания договора имущество полностью
переходит в собственность арендатора.
Выгоды арендатора
Лизинг возник более 500 лет назад. В те
времена подмастерье, обучившийся ремеслу и
желавший стать мастером, но не имевший
достаточно средств для открытия
собственной мастерской, брал оборудование
в лизинг у своего учителя.
Например, Леонардо да Винчи взял в лизинг
у своего учителя - художника Веронезе -
дорогостоящие краски, гипс и бронзу для
открытия малого бизнеса по изготовлению
художественных изделий. И затем
расплачивался с мастером пять лет, в том
числе и картинами.
В современных условиях лизинг
применяется в двух случаях. Во-первых, когда
стоимость имущества очень велика. Например,
во всем мире самолеты и океанские суда
продаются только на условиях лизинга. Ведь
прямую покупку такого имущества зачастую
не может позволить себе даже крупная
компания.
Но гораздо чаще лизинговые схемы
используются для минимизации налога на
имущество. При лизинге имущество вплоть до
окончания срока договора остается в
собственности лизингодателя. Однако на
него начисляется ускоренная амортизация.
Это означает, что балансовая стоимость
имущества резко (иногда до 50% за год)
уменьшается. Но налог на имущество платится
именно с балансовой стоимости: чем она
меньше, тем меньше налог. Уже через год
лизингодатель получает существенную
экономию. Новое оборудование и техника
потому и стоят так дорого, что налог на
имущество очень велик. Подержанное или
побывавшее в лизинге имущество, балансовая
стоимость которого серьезно упала, и при
прямой покупке стоит гораздо дешевле.
С точки зрения арендатора лизинговая
схема также выгодна. Арендатор может
пользоваться имуществом, которое ему не
принадлежит, и извлекать выгоду. Когда
имущество переходит в собственность
арендатора, оно отражается в его балансе не
как новое, а по балансовой стоимости,
зафиксированной у лизингодателя на момент
окончания договора. И налог на имущество
бывший арендатор, а теперь собственник
начинает платить именно с этой, существенно
меньшей суммы. А уж в каком состоянии в
действительности окажется имущество на
момент перехода прав собственности - забота
бывшего арендатора. Он заинтересован
беречь имущество - тогда он сможет
эксплуатировать его дольше и при этом
продолжать экономить на налогах.
Известно, например, что Леонардо да Винчи
в своих ранних работах экономил краски,
клал их очень тонким слоем. С другой стороны,
самолеты Boeing и Airbus, отслужив 10-15 лет на
американских и европейских авиалиниях,
часто продаются по лизингу в Россию и
Африку, где служат еще 25-30 лет. Правда, такая
схема не лучшим образом сказывается на
безопасности полетов.
Гримасы кризиса
Малый бизнес пользуется лизинговыми
схемами по тем же причинам, что и крупный.
Любой бизнес экономит деньги. Но для малого
бизнеса лизинговые схемы зачастую являются
единственным доступным способом
приобретения дорогостоящего оборудования
и техники. Кроме того, банки даже в хорошие
времена неохотно кредитовали малых
предпринимателей, ведь у них, как правило,
нет имущества для залога. И банкиры
справедливо считали риски такого
кредитования повышенными.
В кризис с кредитами на любой бизнес стало
сложно. Дело даже не во взлетевших ставках (это,
что называется, второй вопрос). Проблема в
том, что денег просто не дают ни под бизнес-план,
ни даже под залог. Например, в Первом
республиканском банке выдача любых
кредитов заморожена до июля, в НОМОС-банке -
до июня. А ОТП-банк кредит обещает, но под 30%
годовых в рублях и с условием, чтобы
стоимость заложенного имущества превышала
общую сумму задолженности заемщика (кредит
и проценты) в два (!) раза.
В этих условиях лизинговые схемы для
малых предприятий являются некоторым
выходом из тупика. В договоре в качестве
обеспечения кредита (залога) указывается
переданное в лизинг имущество, а
обязательства по выплате кредита и
процентов ложатся на арендатора, то есть на
малое предприятие. Интересно, что проценты
при этом не будут сильно отличаться от
банковских, хотя в хорошие времена процент
по лизингу обычно превышал банковский на 2-4%
годовых (из-за дополнительных рисков).
Теперь лизинговые компании держат
процент на уровне среднебанковского, то
есть около 23-26% годовых. Причин проста:
кризис. Лизинговым компаниям тоже сложно
выживать (например, за последние три месяца
две лизинговые компании допустили дефолт
на рынке рублевых облигаций). Лизинговый
бизнес изнутри устроен довольно просто.
Обычно лизинговая компания размещает (продает)
на бирже свои облигации и получает деньги.
Иногда это называют секьюритизацией. На
полученные средства лизинговая компания
полностью или частично (с использованием
механизма банковских гарантий) выкупает у
промышленных производителей уже
упомянутое дорогостоящее имущество.
Далее она предоставляет это имущество в
лизинг, причем процент по арендным платежам
должен превышать процент по облигациям
плюс накладные расходы (зарплату
сотрудникам, аренду офиса и т.д.). То, что
остается при вычитании одного процента из
другого, и есть прибыль компании. Как
говорится, на разнице и живем.
Кризис негативно повлиял на отлаженную
схему. Прежде всего инвесторы на
облигационном рынке перевелись, а те, что
остались, требуют по новым выпускам
облигаций повышенный "кризисный"
процент (от 20 до - иногда - 30% годовых, тогда
как ранее довольствовались 15-17% годовых).
При таком проценте "на входе" процент
по лизингу для заемщиков-арендаторов
имущества взлетел бы до 30-35% годовых. Но
какой же заемщик это потянет? Поэтому
лизинговые компании фактически прекратили
рефинансироваться через облигационный
механизм. И все, что они сейчас могут
сделать для своего выживания, - всячески
оберегать и привлекать платежеспособных
заемщиков. Потому что только своевременные
платежи заемщиков могут обеспечить
лизинговым компаниям возможность
расплатиться с инвесторами по ранее
выпущенным облигациям. Иначе - дефолт и
банкротство. Вот и приходиться лизинговым
компаниям работать практически без прибыли,
в крайнем случае рефинансируясь в банках.
Выгода для малых
Нехорошо наживаться на чужой беде, но в
бизнесе это входит в правила игры. Например,
малые предприятия могут извлечь выгоду из
неустойчивого положения лизинговых
компаний. Во-первых, там сейчас можно
реально получить необходимый кредит, а во-вторых,
там можно немного "сломать цену", то
есть процент.
Чаще всего малые предприятия берут в
лизинг автотранспорт, строительную технику,
станки. Реже - торговое и холодильное
оборудование. Стоимость лизинга зависит от
рисков и составляет от 23 до 26% годовых. Сроки
лизинга разнятся от 1 года до 10 лет. При
лизинге автотранспорта и любого интенсивно
эксплуатируемого имущества проценты выше,
так как больше риск его повреждения или
уничтожения, например, в ДТП. Автомобиль "Газель"
стоимостью в 500 тыс. руб. сегодня отдается в
лизинг под 25% годовых. При сроке лизинга в 5
лет ежемесячный платеж малого предприятия-арендатора
составит 18,75 тыс. руб. Из них 10,45 тыс. руб.
составят проценты по лизингу (проценты
взлетели!), а 8,3 тыс. руб. будет направляться
на погашение стоимости имущества. Через 5
лет автомобиль потеряет минимум 50% своей
балансовой стоимости, так что на балансе
малого предприятия он отразится по цене 250
тыс. руб. Налог на имущество составит 12,5 тыс.
руб. в год, тогда как при прямой покупке он
составил бы 25 тыс. руб. Экономия на налоге
составит 12,5 тыс. руб. в год.
Зато общая стоимость автомобиля составит
1 млн 250 тыс. руб., а переплата по сравнению с
прямой покупкой - 750 тыс. руб. (кризис!).
Экономия на налогах окупит переплату за 60
лет. Разумеется, "Газель" столько не
проживет.
Однако следует учитывать еще и инфляцию (реально
- около 15% годовых). При такой инфляции
предприятие может реально продать
автомобиль через 10 лет по цене, например, 625
тыс. руб. (250 тыс. руб. + 10 лет*15% годовых). И
получить 625 тыс. руб. + 125 тыс. руб. (экономия
на налогах) = 850 тыс. руб. Остается надеяться,
что чистую прибыль в 450 тыс. руб. за 15 лет (по
2,5 тыс. руб. в месяц) "Газель" все-таки
принесет. А значит, предложенная схема
очень долгая, но все же не убыточная.