К слову, с тех времен отечественный рынок ценных бумаг, хоть и рос стремительно, но так и не успел войти в категорию развитых, в нем до сих пор преобладает внебиржевой сегмент.
И во многом именно благодаря тому, что
наше население до сих пор не является
массово вовлеченным в процессы фондового
рынка, кризисные события в этом секторе
почти не отразились на наших согражданах.
Вовсе без потерь, конечно, не обошлось -
значительно упали в цене так называемые "народные
IPO" и столь популярные еще с ваучерных
времен "голубые фишки", отразилась
ситуация и на доходах вкладчиков ПИФов.
Обладатели конструктивного взгляда на
жизнь не преминули извлечь из всего этого
полезные для себя уроки. Отсюда и рост у
простых людей интереса к ситуации на
мировых биржевых площадках, и осознание
необходимости самообразования как минимум
на уровне элементарных знаний в этой сфере.
Наконец, уже немало рядовых акционеров
отечественных, в том числе тверских,
компаний в последние годы имели
возможность учиться фондово-рыночной
грамоте на соседском, а то и на собственном
печальном опыте в ситуациях, когда их
компанию атаковали рейдеры. И теперь им уже
не надо объяснять, почему нельзя разглашать
инсайдерскую информацию и продавать по
символической цене свои акции первому
встречному. Свои выводы делает и
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ.
При этом ФСФР не ограничивается теорией, а
предлагает конкретные меры в помощь и
защиту как профессиональных участников
рынка ценных бумаг, так и частных
инвесторов. Об этих инициативах
рассказывает руководитель
территориального органа РО ФСФР в Тверской
области Андрей БАЕВ.
- В конце минувшего года федеральная
служба по финансовым рынкам выступила и
инициативой создания системы страхования
средств населения в инвестиционных
компаниях от мошенничества брокеров под
эгидой Агентства по страхованию вкладов.
Руководитель ФСФР Владимир Миловидов
заявил о возможности создания
соответствующего фонда для компенсации
потерь инвесторам от незаконных действий
профессиональных участников рынка ценных
бумаг. Такой фонд может быть создан на базе
Агентства по страхованию вкладов,
являющегося инструментом обеспечения
государственных гарантий сохранности
банковских вкладов населения. Понятно,
рисковым игрокам на фондовом рынке не стоит
рассчитывать на то, что фонд застрахует их
от потерь при неудачных сделках с ценными
бумагами. Ведь брокерские операции
проводятся по поручениям клиентов и
зависят от конъюнктуры рынка. Однако
очевидно, что он, по аналогии с АСВ, будет
защищать брокерские счета и часть вложений
инвесторов в инвестиционные институты при
их банкротствах.
Окончательное решение о создании такой
системы и законопроект о формировании
компенсационного механизма на рынке ценных
бумаг предполагается разработать к июню
этого года.
А уже на сегодняшний день Правительством
одобрен и внесен на рассмотрение в Госдуму
еще один разработанный ФСФР проект
нормативного акта, призванного защитить
интересы инвесторов. Это законопроект "О
противодействии неправомерному
использованию инсайдерской информации и
манипулированию рынком". Итоговый
вариант документа предусматривает
введение уголовной и административной
ответственности за нарушения
законодательства.
Принятия этого закона уже почти десять
лет с нетерпением ждут добросовестные
инвесторы и другие участники финансовых
рынков. Все это время они вынужденно
терпели ощутимые убытки из-за действий
нечистых на руку торговцев инсайдерской
информацией и манипуляторов ценами на
фондовом рынке. Тем же все сходило с рук,
поскольку в действующей нормативной базе
отсутствует даже законодательно
определенное понятие "инсайдерская
информация", не говоря уже о механизмах,
предотвращающих ее использование. И о том,
что такое манипулирование рынком и чем это
чревато для манипуляторов, в действующих
законах прописано очень нечетко. В итоге в
сухом остатке мы имели подрыв доверия
инвесторов и участников торговли к
организованным финансовым и товарным
рынкам, некомфортные условия для
инвестирования и торговли на них, что, в
свою очередь, препятствует их эффективному
развитию и укреплению международной
конкурентоспособности.
Новый закон вводит два ключевых для
российского рынка понятия -
манипулирование рынком и инсайдерская
информация. О манипулировании мы здесь
подробно говорить не будем - для
внебиржевого сегмента фондового рынка, к
которому относятся ценные бумаги
большинства региональных компаний, эта
проблема практически не актуальна. Чего не
скажешь об инсайде. Новый закон определил
круг инсайдеров. В него входят компании-эмитенты,
их должностные лица и члены органов
управления, в том числе советов директоров,
сотрудники, имеющие в силу своих служебных
обязанностей доступ к важной и
необщедоступной (то есть инсайдерской)
информации о компании, владельцы более чем
25% акций компаний. Это также брокеры, дилеры,
аудиторы, оценщики, консультанты,
андеррайтеры и другие профессиональные
участники рынка ценных бумаг, в силу
договорных отношений с компанией знающие о
ней больше, чем широкая публика, а равно и
сотрудники таких организаций. Наконец, это
рейтинговые агентства, аналитики
инвесткомпаний, а также госслужащие,
которые могут располагать очень важными
сведениями, недоступными для участников
рынка. К такой информации, например,
относятся решения советов директоров
компаний, имеющие стратегический характер,
условия сделок компании с контрагентами и т.д.
Конечно, само по себе обладание
инсайдерской информацией - не нарушение:
противоправным, согласно закону, является
прямое осуществление сделок с ценными
бумагами на основе такой информации, а
также передача ее третьим лицам для
совершения ими подобных сделок. На это
хотелось бы обратить особое внимание как
крупных акционеров, так и миноритариев,
которые могут стать жертвами собственной
общительности и "находками для рейдеров",
охотящихся за подобными сведениями. Кстати,
закон устанавливает виды ценных бумаг, иных
финансовых инструментов и товаров, к
которым может относиться инсайдерская
информация, и применительно к которым
возможно ее неправомерное использование;
В законе предусмотрен ряд мер,
направленных на предотвращение
правонарушений, связанных с использованием
инсайдерской информации. В частности, закон
обязывает эмитентов, управляющие компании,
организаторов торговли и других лиц
принять правила доступа к инсайдерской
информации в целях охраны ее
конфиденциальности, а также назначить
должностное лицо, отвечающее за
осуществление такого контроля. Также
вводится правило, обязывающее лиц,
принимающих участие в торгах, сообщать о
фактах использования инсайдерской
информации или манипулирования рынком в
структуры ФСФР, при этом гарантируется
сохранение анонимности такого сообщения.
Кстати, ФСФР, которая, согласно закону,
будет следить за соблюдением
законодательства об инсайде и
манипулировании, получает широкий спектр
полномочий: право требовать предоставления
документов и информации, право проводить
проверки, получать объяснения, направлять
предписания об устранении нарушений,
приостанавливать действие или
аннулировать лицензии на осуществление
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг и иной лицензируемой им
деятельности.