Давление государства и потеря кредитных рынков угрожают малым предприятиям катастрофой. Многие уйдут в подполье, чтобы спастись
Малый бизнес до недавнего времени был
одной из самых динамичных составляющих
российской экономики. В 2005-2007 гг.
среднегодовые темпы роста объемов оборота
и инвестиций в основной капитал на малых
предприятиях в целом по России составляли
15-20%. По итогам 2008 г.—уже 5-7%, а в 2009 г.
показатели развития малого бизнеса уйдут в
минус. В большей степени от кризиса
пострадают промышленные и строительные
компании, а также малые предприятия,
оказывающие бизнес-услуги. При углублении
кризиса более половины из них (то есть 10% от
общего числа малых предприятий в России)
будут вынуждены заморозить свою
деятельность и уйти с рынка. Малые
предприятия в сфере торговли,
общественного питания и производства
товаров потребления (на них в общей
сложности приходится порядка 40% всех малых
предприятий) только начали ощущать
кризисные явления, но уже готовятся к
большему спаду—не менее чем на 20-25% по
итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и
улучшить свое положение имеют малые
предприятия, производящие недорогую
продукцию и предлагающие услуги населению.
Уже сейчас они активно наращивают долю
дешевого продукта для замещения дорожающих
импортных товаров. Всем остальным за жизнь
придется бороться, не брезгуя никакими
средствами.
Государство в борьбе за выживание не
помощник. Скорее наоборот. Малые
предприятия вынуждены преодолевать
возросшее административное давление со
стороны проверяющих и контролирующих
органов. В частности, в конце 2008—начале 2009 г.,
по данным опроса НИСИПП, более чем в 2 раза
увеличился прессинг налоговых органов,
стремящихся выполнить свой план и взять все
до последней копейки с тех, с кого легче
всего «стрясти». Теневые издержки бизнеса
на преодоление административных барьеров,
по экспертным оценкам, и так уже составляют
порядка 6-7% от выручки предприятия, а в
условиях ужесточения административного
прессинга они будут только увеличиваться.
Возможная помощь от государства в объеме
30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить
негативное влияние кризиса. Просто потому,
что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при
выделении 9 млрд руб. лишь около 6000 малых
предприятий из 1 млн (то есть 0,6%) смогли
получить какую-то поддержку. Вряд ли в
условиях кризиса механизм помощи малому
бизнесу будет более эффективным. Заставить
банки кредитовать малые предприятия тоже
вряд ли получится.
Спасаясь от административного давления и
кризиса, предприятия уходят в тень. По
данным НИСИПП, доля теневой активности
малых предприятий до кризиса составляла
порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что
из-за кризиса в этом году цифра может
увеличиться до 60%. Малый бизнес и так
ожидает резкий спад, а из-за столь
массированного ухода в тень официальная
статистика может и вовсе показать коллапс
этого сектора экономики. Вновь входит в
практику давно забытая «бартеризация». В
условиях отсутствия оборотных средств и
живых денег малые предприятия переходят на
взаимные расчеты путем обмена товарами и
услугами. В регионах уже начинают
создаваться так называемые антикризисные
расчетно-товарные центры, действующие по
сетевому принципу и специализирующиеся на
обмене товаров и неплатежей. Конечно, вряд
ли доля бартера в товарообороте малых
предприятий достигнет уровня,
зафиксированного во время кризиса 1998 г. (около
70-80%), но очевидно, что она резко увеличится.
Из многих регионов приходят сообщения об
увеличении количества фирм-однодневок,
специально создаваемых для манипуляции
активами и сокрытия доходов. Собственники
малого предприятия могут регистрировать
новую организацию и переводить туда все
ценные активы прежней организации,
оставляя за последней все долги и
обязательства. Кредиторы же предприятия в
данной ситуации останутся ни с чем.
Таким образом, всеобщее «затемнение» ведет,
может быть, к самому опасному—полной
потере доверия предпринимателей друг к
другу.
Copyright © Банк бизнес предложений. Все права защищены