Страница: 1/2
Эксперты международного агентства Standard & Poors в начале февраля опубликовали исследование, в котором указывается на то, что в текущем году "страховой рынок будет испытывать беспрецедентное давление в связи с вероятной рецессией российской экономики".
S&P прогнозирует сокращение
сборов по различным сегментам розничного
страхования вплоть до 40%. Эксперты
агентства указывают на то, что ОСАГО, на
которое, по их данным, приходится 14% рынка,
уже является убыточным. По итогам декабря
прошлого года объем продаж ОСАГО в компании
"УРАЛСИБ" снизился в сравнении с
показателем предыдущего года, но в целом за
2008 год портфель по ОСАГО, по
предварительным данным, вырос на 13-15%. "Сегмент
ОСАГО в меньшей степени, чем добровольное
страхование, подвержен влиянию кризиса -
полис ОСАГО обязаны иметь все
автовладельцы. Однако темпы роста будут
снижаться из-за сокращения объема продаж
новых машин", - говорит руководитель
дирекции андеррайтинга ОСАГО Страховой
группы "УРАЛСИБ" Константин Харьков.
"По мере сокращения количества
покупаемых автомобилей, прежде всего
приобретаемых в кредит (из-за сложностей с
кредитованием), можно ожидать сокращения
притока новых договоров автострахования",
- соглашается директор центра
андеррайтинга и управления продуктами для
физических лиц и малого бизнеса РОСНО
Александр Гурдус. В течение последних трех
лет в России наблюдался колоссальный рост
продаж автомобилей. Например, темпы роста
продаж в 2006 году составили порядка 60%, а в 2007-м
- 40%. "Вероятно, в 2009 году можно будет
говорить о минимальном росте продаж на
уровне 5-10%", - не теряет оптимизма
Александр Гурдус. Хотя с учетом спада
кредитования, скорее всего, стоит ожидать
сокращения объема страхования на рынке
добровольного страхования. "По нашим
прогнозам, в следующем году рынок
добровольного автострахования в среднем
увеличится на 4%, - дает свой прогноз вице-президент
Группы "Ренессанс Страхование"
Кристиан Куртис. - Снижение темпов роста по
сравнению с последними годами в первую
очередь будет связано с замедлением
развития кредитования". Но эти потери
позволит компенсировать усиление
агентских и прямых продаж, надеются
участники рынка.
"Если говорить о ситуации на рынке
ОСАГО, то в свете наступившего кризиса
многие мелкие игроки уйдут с рынка либо
объединятся с более крупными компаниями, -
считает Александр Гурдус. - ОСАГО является
убыточным видом страхования в целом ряде
регионов". При этом, по его мнению,
принятые в проекте постановления
правительства "О внесении изменений в
страховые тарифы по обязательному
страхованию гражданской ответственности
владельцев транспортных средств" статьи
об изменении ряда поправочных
коэффициентов только частично решают
проблему и к радикальному изменению
ситуации не приведут. Необходимо менять
также базовые тарифы, полагают участники
рынка. Например, в странах Европы стоимость
полиса ОСАГО сравнима со стоимостью полиса
каско. Отсюда и высокий уровень
обслуживания клиентов, и качественный
ремонт без учета износа.
Прямое и убыточное
Основное новшество, которое ожидает как
страховщиков, так и страхователей в 2009 году,
- это введение системы упрощенного порядка
оформления ДТП. "Введение системы
прямого возмещения убытков и возможности
оформления страховых случаев по ОСАГО в
упрощенном порядке без участия
уполномоченных сотрудников милиции
приведет к коллапсу на рынке", - уверен
директор департамента комплексного
страхования ОСАО "Ингосстрах" Виталий
Княгиничев. По его расчетам, резерва для
финансового обеспечения компенсационных
выплат, формируемого страховщиками в
соответствии с законом об ОСАГО, не хватит
для осуществления компенсационных выплат
за всех ушедших с рынка страховщиков. "Принцип
прямого возмещения ущерба - это совершенно
другой подход к урегулированию
страховщиком убытков по ОСАГО, который
будет действовать наряду со старым, "классическим"
подходом. Введение прямого урегулирования
потребует серьезной корректировки бизнес-процессов
в страховой компании в части
урегулирования убытков", - говорит
заместитель генерального директора СЗАО
"МСК-Стандарт" и ОАО "МСК"
Константин Мерзляков. Он признает, что
можно ожидать определенных трудностей при
организации работы по новым правилам,
однако его прогноз не столь пессимистичен,
как у Виталия Княгиничева. "Практика
покажет, насколько быстро страховой рынок
сможет адаптироваться", - говорит эксперт.
"Прямое урегулирование убытков - это
норма международной практики, и, безусловно,
Россия должна реформировать систему ОСАГО,
ориентируясь на европейские стандарты. Но
пока наш рынок объективно не готов к
прямому урегулированию", - уверен
Кристиан Куртис. Если сейчас посчитать одну
и ту же выплату в разных компаниях, мы почти
наверняка получим разные результаты.
Поэтому необходимо разработать единую
систему оценки ущерба, начиная с
унифицирования системы урегулирования
убытков, в противном случае это однозначно
приведет к росту убыточности и
мошенничества. На сегодня не решены вопросы,
которые позволили бы ввести систему
прямого урегулирования в назначенный срок:
отсутствует приказ Министерства финансов
РФ, утверждающий требования к соглашению о
прямом возмещении убытков, который должен
быть издан в соответствии со статьей 26.1
Закона об ОСАГО; действующая сегодня
редакция Налогового кодекса РФ не
позволяет осуществлять корректный учет
взаимных обязательств страховщиков,
образующихся в ходе расчетов по прямому
возмещению убытков. Кроме того, не
определен механизм, позволяющий защитить
интересы страховщиков, надлежащим образом
выполняющих свои обязательства перед
клиентами, от действий компаний, которые
могут уклониться от исполнения
обязательств по возмещению ущерба в рамках
прямого возмещения убытков (механизм
финансовых гарантий). Помимо
вышеназванного в настоящее время
отсутствует единая методика оценки ущерба
и не выполнены требования постановления
правительства
РФ от 24 апреля 2003 года №238 "Об
организации независимой технической
экспертизы транспортных средств" в части
организации, методического и
информационного обеспечения проведения
независимой технической экспертизы
транспортных средств, а также в части
утверждения требований к экспертам-техникам,
проведению аттестации экспертов-техников.
"В связи с приведенными обстоятельствами
считаем, что необходим перенос введения
прямого возмещения убытков и упрощенной
процедуры оформления ДТП минимум на два
года. Эти изменения должны быть введены в
условиях обновленного страхового рынка и
стабильной экономической ситуации", -
полагает Виталий Княгиничев. "До сих пор
непонятно, каким образом страхователь
будет трактовать некрупную аварию, как он
сможет самостоятельно оценить,
укладывается он в 25 тыс. рублей или нет. Не
очень понятно, не спровоцирует ли это
возобновление конфликтов между
участниками дорожного движения, сведенных
к минимуму за счет развития ОСАГО,
благодаря которому люди стали привыкать
урегулировать ДТП цивилизованными
способами", - добавляет Александр Гурдус.
Не секрет, что на Западе для страховых
компаний и технических экспертиз
существуют четкие прозрачные принципы
определения повреждений, виновности по ним
и т.п. У нас всего этого пока нет.
На руку
Введение новых норм в автостраховании,
которое ожидается в текущем году, может
привести к резкому росту количества
мошеннических случаев и как следствие -
убыточности ОСАГО. "После введения ОСАГО
резко возросло количество постановочных
аварий и фиктивных угонов. Самая
распространенная уловка - вступив в сговор
со страховым агентом, приобрести полис на
битую машину, причем иногда даже в
нескольких компаниях", - напоминают в
Российском союзе автостраховщиков (РСА). По
данным Standard & Poors, сейчас выплаты
мошенникам составляют около 10% от общего
объема выплат. Однако в среднесрочной
перспективе их объем увеличится. И коснется
это в первую очередь небольших компаний с
большим розничным объемом, у которых служба
безопасности работает ненадлежащим
образом. Новые, упрощенные правила
оформления ДТП дадут дополнительные козыри
в руки мошенников, уверены участники рынка.
"К сожалению, слишком большой процент
населения сегодня не считает страховое
мошенничество преступлением. Не думаю, что
эти изменения приведут к существенному
росту организованных групп мошенников, так
как единичные сравнительно небольшие
выплаты не представляют особого интереса
для этой категории, - говорит Александр
Гурдус. - Однако простые граждане, которые
не считают зазорным приписать к страховому
событию то, чего в действительности не было,
получат дополнительное искушение". Таких
случаев однозначно станет больше, и они
повлияют на общий объем убытков страховых
компаний, а, следовательно, в перспективе -
на увеличение тарифов, считает эксперт.
Основным способом защиты от мошенников
была и остается многоступенчатая система
проверки. Любой специалист, обративший
внимание на неоднозначность
предоставленной клиентом информации, ее
сомнительность и прочее информирует об
этом сотрудников СБ. "Мы уделяем огромное
внимание выращиванию и сохранению в
компании опытных специалистов-экспертов,
не первый год занимающихся расследованием
страховых событий", - делится опытом
Александр Гурдус. Не менее важно и создание
системы взаимного информирования
участников рынка о сомнительных,
неблагонадежных страхователях. Наряду с
работой по формированию единой базы
сегодня в страховом сообществе существует
реальная практика обмена подобными
сведениями между СБ страховых компаний. О
том, что в ближайшее время можно ожидать
значительного роста количества
мошеннических действий на рынке ОСАГО,
говорит и президент Всероссийского союза
страховщиков Александр Коваль. Это, по его
мнению, связано в том числе с тем, что
некоторые страховые компании, уходя с рынка
автогражданки, отстраняются от выполнения
обязательств перед страхователями и
потерпевшими в ДТП. В частности, в декабре
2008 года была лишена лицензии на
осуществление страховой деятельности и
практически прекратила осуществление
выплат компания "Генеральный страховой
альянс". При этом у компании и ее
страховых посредников находится более 200
тыс. чистых бланков полисов ОСАГО.
Попадание такого количества бланков в
теневой оборот предоставит мошенникам
широкое поле для действий. Отдельной
проблемой, по мнению Коваля, является
отсутствие в действующем законодательстве
конкретного механизма передачи
документации, необходимой Российскому
союзу автостраховщиков для осуществления
компенсационных выплат гражданам в случае,
если лицензии страховых компаний отозваны.