К счастью, в последние годы все больше стали пробивать себе дорогу в большой бизнес молодые люди, выросшие из малого и среднего бизнеса, который выпестовал их в инкубаторах, проверил на небольшом опыте и дал путевку в крупные проекты.
Очень хорошо,
что таких становится все больше и больше.
Индустриализация и госкапитализм
Внутренние источники средств и резервы, а
не внешние займы и ресурсы мировых рынков
должны рассматриваться как основной мотор
развития экономики на годы вперед.
Соответствующая экономическая политика
должна проводиться не как антикризисная и
временная, а как стабильная и долгосрочная.
Процесс создания новой производственной
базы страны и развертывания новых
производительных сил требует решающей
координационной роли со стороны
государства. Ведь сегодня при принятии
решений о создании новых производств
бизнес, как всегда, ориентируется на
краткосрочную, максимум среднесрочную,
перспективу возврата инвестиций. Не более
того. Между тем только государство может
адекватно оценивать комплексные
долгосрочные задачи развития экономики,
взаимосвязи отраслей, регионов для решения
этих задач.
Никогда и нигде модернизация не
происходила без решающего участия
государства. Никогда и нигде модернизация
не происходила как легкая прогулка в
постиндустриальный мир. Признаком любой
модернизации является опережающий рост
промышленности и строительства по
отношению к росту ВВП. Если же космическими
темпами растут только финансовый сектор,
торговля и сфера услуг, да еще и полностью
зависимые от импорта, то это не
модернизация, а ничем не обоснованное и не
заработанное создание банального "общества
потребления" и проедание собственного
будущего.
Приоритетными отраслями и секторами для
государственной поддержки должны быть в
первую очередь те, которые связаны с
долгосрочными производственными циклами,
высокой реальной инвестиционной
потребностью, обладающие не только высокой
социальной значимостью, но и
стратегическим значением с точки зрения
расширенного воспроизводства
человеческого капитала и
квалифицированных кадров экономики.
Выкинуть сегодня людей с опытом,
квалификацией и мозгами на улицу, пусть и
дав им высокие пособия по безработице,
предложив перебиваться
неквалифицированным трудом и ждать, когда
кончится кризис, - это путь в никуда. На
выходе из кризиса мы тогда получим растрату
человеческого капитала. Невозможность
быстро вновь собрать квалифицированные
кадры на производстве, если закроем заводы
и конвейеры, утрату технологий и передачи
опыта. Получим, если не поддержим "белых
воротничков" и малый бизнес, практически
полное исчезновение среднего класса
общества, его усыхание до "наноразмеров".
Поддержка реальной экономики в условиях
кризиса необходима не только для
производства как такового, но и для того,
чтобы не допустить рост безработицы,
сохранить существующие и создать новые
рабочие места. Задача задач - дать людям
работу, стабильную и с достойной оплатой.
Тем самым, помимо прочего, обеспечить
сохранение налоговой базы, а также
сохранение платежеспособного спроса для
отечественного производства. Именно
благодаря расширению внутреннего спроса
наша экономика получит возможность
реализовать задачи импортозамещения.
С учетом этих задач, необходимо дальше
углублять, в том числе на региональном
уровне управления, те подходы, которые уже
заложены "списком Путина". Причем
дополнительно нужно оказать усиленную
поддержку малому и среднему бизнесу, то
есть тому "гумусному слою" экономики,
который способен быстро и эффективно
решать вопросы создания новых рабочих мест,
импортозамещения, а также инновационной и
сервисной поддержки крупных производств.
Шаг назад - два шага вперед
То, что российское государство сегодня
фактически спасает от ухода на Запад за
долги стратегические активы национальной
экономики, конечно, правильно. Иного выхода
нет и не может быть. Но нужно извлечь
очевидные уроки из случившегося.
И нынешние, и перспективные меры
государственной финансовой поддержки,
несомненно, должны быть выборочными,
отделяющими всякого рода пузыри и
спекулянтов от здоровой части экономики.
Антимонопольная политика и политика
управления госзаказом - особенно в период
выхода из кризиса - также должны исходить из
этого, а не из абстрактных соображений
блага для всех и вся.
Необходимо и разумное самоограничение
государства в нормативном регулировании
инвестиционной деятельности. Например,
сроки оформления строительной
документации выросли в 4 раза. Человек почти
совершает подвиг с бешеными усилиями и в
угнетающей атмосфере, начав оформлять
разрешительную документацию на
строительство. Оформление бумаг занимает в
разы больше времени, чем процесс
строительства как таковой. Образно говоря,
возведение дома в реальности - это
мгновение по сравнению с "вечностью"
строительства "дома на бумаге",
согласования всей документации и
разрешений.
Аналогичная ситуация складывается и в
других отраслях, в производстве товаров. Но
сейчас у нас из-за кризиса и так не очень
много частных инвесторов и желающих
вкладывать в реальное производство, чтобы
терять эти возможности, терять время и
деньги. Необходимо разобрать наиболее
очевидные бумажные завалы на пути бизнеса,
снизить все те барьеры и упростить все те
процедуры, которые никак не обеспечивают
реальное экономическое развитие, не
помогают реальному производству товара,
его качеству и безопасности, а лишь
тормозят экономический рост.
Государству необходимо
национализировать не убытки, давая
обанкротившимся собственникам и
управленцам деньги на покрытие долгов, но
национализировать - хотя бы временно, для
наведения порядка - сами бизнесы,
предприятия и корпорации. Правильным был бы
и прямой выкуп государством оставшихся
обязательств бизнеса перед Западом, и
последующее вхождение государства в
капитал, и управление этими бизнесами.
Приобретение государством реальных
производств, энергетики, земли, конечно,
временная мера, после которой последует
цикл денационализации. Цель национализации
- сохранить суверенитет страны в сфере
важнейших производств и отраслей,
поставить на ноги производство и
обеспечить трудозанятость, налоговую базу
бюджета и насыщение реального сектора
экономики своей продукцией. Вложить
средства в науку и модернизацию.
Национализацию справедливо проводить по
кризисным, "обвальным", а не рыночным
ценам. А вот после всех решений по
стабилизации и начала этапа развития можно
осуществить процесс приватизации уже по
реальным рыночным ценам в пользу реальных
эффективных собственников. С опорой на тот
бизнес, на тех предпринимателей (а они,
конечно, есть!), которые реальным делом и
реальным производством доказали свою
способность эффективно управлять.
Там же, где национализация не нужна,
следует оговаривать поддержку государства
или безусловными ограничениями в
хозяйственных правах, или сменой
собственника.
* * *
Еще недавно популярны были наукообразные
построения об отмирании роли государства в
мире глобализации, выкидывании на свалку
истории государственного суверенитета и
тому подобное. Для глобализации финансовых
спекуляций государство и регулирование
действительно были помехой.
Нынешний кризис окончательно снимает все
вопросы по поводу того, что в современном
мире роль государства и национального
суверенитета, напротив, возрастает. Кризис
возвращает ценность государству и как
ключевому субъекту экономики делает
главным в развитии капитализма вопрос о
соотношении свободного рынка и
регулирования, государства и рыночных
агентов.
Необходимым для России сегодня в качестве
вынужденной и временной меры является
модернизационный государственный
капитализм, то есть такой капитализм,
который обеспечивает стратегическое
планирование национального развития. И
одновременно построен на принципах
накопления социальной справедливости в
рамках рыночной экономики и приумножения
социального, человеческого капитала.
Только опираясь на эти принципы, только
опираясь на государство, Россия сможет
выйти из передряг мирового финансового
кризиса быстрее и эффективнее, с
собственным потенциалом дальнейшего роста,
чем остальной мир.