Страница: 1/2
Отличительная черта современных экономических процессов - появление возможностей реализации крупномасштабных инвестиционных комплексных и отраслевых проектов.
Объем инвестиций по каждому из них
превышает миллиард долларов. В мире такие
проекты обычно называют мегапроектами. Для
каждого мегапроекта характерны свои
специфические риски, связанные не только со
значительным объемом необходимых
инвестиций, но и с масштабом решаемых задач
и потенциальным влиянием на социально-экономическое
развитие отдельных регионов и страны в
целом.
К началу осени 2008 года в России были
запланированы к реализации более 1000
инвестиционных проектов, из которых 126 по
объему инвестиций превышали 1 млрд долл.
Общий объем инвестиций по таким проектам
достигал 12 трлн руб. Особо необходимо
отметить инвестиционные проекты,
получившие поддержку за счет бюджетных
ассигнований Инвестиционного фонда РФ.
Общее число таких проектов достигло 26, а
объем капиталовложений был запланирован в
размере 3,3 триллиона рублей, из которых
частные инвесторы должны были вложить 2,1
триллиона, а государство - 1,2 триллиона
рублей. Большинство таких проектов
основано на комплексном подходе,
предполагающем преодоление социально-экономических
ограничений развития целых регионов через
формирование промышленных районов на базе
новых промышленных предприятий и
строительства объектов инфраструктуры.
Ресурсов не хватает
Разразившийся мировой финансово-экономический
кризис внес значительные коррективы в
текущую деятельность и инвестиционные
стратегии российских компаний. Сейчас со
всей очевидностью следует ожидать, что
условия осуществления мегапроектов с
наиболее серьезными рисками изменятся:
объемы капиталовложений будут снижены,
сроки реализации возрастут.
Наибольшим изменениям в силу своего
масштаба подвергнутся проекты, реализация
которых предусматривала использование
инструментов государственно-частного
партнерства. В их числе и те, что уже
получили поддержку Инвестиционного фонда
РФ. В случае негативного сценария (невозможности
частного инвестора исполнять свои
обязательства) потребуется использование
дополнительных источников государственной
поддержки, что хотя и позволит ввести в
эксплуатацию запланированные проекты в
срок, но значительно ухудшит бюджетную
эффективность их реализации.
Современная российская финансовая
система не способна обеспечить масштабные
инвестиционные проекты за счет собственных
ресурсов. Привлекая зарубежное
фондирование, мы фактически импортируем
зарубежные финансовые риски и прибавляем
их к национальным. Так, банкротство крупных
международных инвестиционных и
универсальных банков, с одной стороны, и
катастрофическое снижение капитализации
российских компаний, с другой - создали
серьезные проблемы с обеспечением
финансовыми ресурсами. Уже прозвучавшие
требования в адрес крупнейших российских
заемщиков увеличить обеспечение по
кредитам вызвали необходимость
рефинансирования долгов российских
компаний за счет средств федерального
бюджета с использованием Банка развития.
Почти все российские мегапроекты были
ориентированы на растущий мировой спрос на
сырьевые товары и высокие цены.
Изменившаяся конъюнктура мировых рынков (цены
на основные товары российского экспорта
упали в 2-3 раза) определила будущую
нерентабельность или крайне низкую
эффективность большинства проектов.
Национальный рынок не способен
использовать все предлагаемое сырье, а
завышенные ценовые ожидания привели к
освоению месторождений, эксплуатация
которых в обычных условиях экономически
неэффективна. Примеры же, когда компании
при оценке проектов использовали
пессимистичные сценарии развития рынков
сбыта, можно пересчитать по пальцам. Таким
образом, неопределенность с перспективами
экспорта, неспособность российского рынка
обеспечить достаточный спрос вообще ставят
под сомнение реализацию многих
мегапроектов в сырьевых отраслях (а таковых
большинство).
Удорожание заемного финансирования и
неблагоприятная для России конъюнктура на
мировых рынках сырья охладили интерес
российских компаний к особо рисковым
мегапроектам. Можно сказать, что в условиях
глобального финансово-экономического
кризиса выстрелили все те угрозы, которые в
условиях активного роста вообще не
принимались во внимание. Работой по их
минимизации ранее практически не
занимались.
Низкое качество макроэкономического
прогнозирования оказало существенное
влияние на анализ вариативности реализации
проектов. Сейчас показатели предполагаемых
и реальных ставок инфляции и стоимости
заемного финансирования значительно
разошлись, что привело к ухудшению
экономической эффективности реализации
проектов. Кроме того, практически не
прорабатывались альтернативные варианты
финансирования реализации инвестиционных
проектов, и как следствие сейчас многие
инвестпроекты заморожены. В современных
условиях сжатия фондового рынка
привлечение дополнительного
финансирования со стороны государства в
лице государственных банков, Банка
развития или Инвестиционного фонда РФ
является едва ли не единственным выходом и
"спасательным кругом".
Выбор приоритетов
Кроме тех рисков, которые уже проявили
себя в кризисных условиях, в российских
мегапроектах заложена опасность "срабатывания"
ряда скрытых системных угроз.
Вечная российская беда - бюрократизм -
затягивает процесс реализации крупных
комплексных проектов, которые проходят
несколько стадий согласования практически
на всех уровнях исполнительной власти.
Частные инвесторы, проектировщики,
подрядчики зачастую вовлекаются в
бессмысленные проволочки, в "дурную
бесконечность". Это приводит к тому, что
даже принятие решений, не имеющих
конфликтного характера, затягивается на
длительное время. По проектам
Инвестиционного фонда, например, срок
задержки в реализации утвержденных
проектов превышает 18 месяцев.
Рассогласованность действий сторон
особенно опасна в текущей кризисной
ситуации. Весьма вероятно, что одна часть
участников мегапроектов будет переносить
сроки выполнения своих обязательств, а
другая - вообще отказываться от
осуществления инвестиций. Потребуется
реструктуризация мегапроектов по объектам
инвестирования, источникам финансирования,
ключевым участникам процесса, подготовка
новых схем распределения ответственности,
подписание новых инвестиционных
соглашений. Эти задачи надо решать быстро и
крайне оперативно, поскольку внешняя среда
меняется практически ежедневно.
Оправданной может стать передача процедуры
управления мегапроектом "единому
заказчику". Форма может быть различной -
либо в виде госкорпорации (по примеру "Олимпстроя"),
либо в виде частного генерального
заказчика, получившего государственный
заказ на создание всех объектов (частных и
государственных) мегапроекта.