Сначала этому способствовали нагнетаемые валютными спекулянтами слухи о неизбежном взлете курса доллара чуть ли не до уровня 40 рублей, а затем и заявления представителей правительства России о том, что в будущем году, на фоне падения цены на нефть, официальный курс доллара США может достигнуть отметки в 32 рубля.
Первые признаки кризиса на рынке
автокредитования появились еще в августе,
когда целый ряд крупных автодилеров
зафиксировали падение продаж от
запланированного ими уровня примерно на 10%
-- притом что в первой половине года
подобные планы, как правило, значительно
перевыполнялись.
Уже в сентябре падение продаж автомобилей
на фоне накрывшего Россию финансового
кризиса достигло в ряде случаев 15-20% от
планов автодилеров. При этом некоторые
банки начали сокращать свою кредитную
активность, отказывая даже тем заемщикам,
которые еще полгода назад считались бы VIP-клиентами.
В октябре же на рынке автокредитования, как
и на многих других финансовых рынках,
произошел настоящий коллапс. Подавляющее
большинство коммерческих банков де-факто
свернули выдачу автокредитов. На рынке
остались считаные единицы, да и те
увеличили процентные ставки и на порядок
ужесточили условия выдачи денежных средств,
что разом сузило число потенциальных
заемщиков. И если до недавнего времени за
счет кредитов осуществлялось чуть ли не 50%
всех продаж, то в октябре этот показатель,
по оценкам некоторых автодилеров, снизился
до 30%.
"Основная задача кредитной организации
в нынешних условиях -- это повышение
качества кредитного портфеля. Как
следствие, вводятся более жесткие критерии
отбора заемщиков, -- поясняет Александр
Волков, директор Санкт-Петербургского
филиала ОАО "Банк Москвы". -- Мы
продолжаем реализацию всех программ
кредитования, в том числе и
автокредитования. Но из-за роста
волатильности на финансовых рынках
происходит повышение стоимости
кредитования и изменение условий в
программах кредитования банка".
"Действительно, большое количество
банков приостановило свои программы по
кредитованию населения на приобретение
автомобилей, изменив условия до "неподъемных"
либо вовсе закрыв программы, -- признает
заместитель директора дирекции розничного
бизнеса банка "Санкт-Петербург" Андрей
Рублев. -- Однако нельзя говорить, что рынок
перестал существовать, он просто стал
другим. Банки более жестко стали относиться
к оценке платежеспособности, изменились
сами условия кредитования в части
первоначального взноса и процентных ставок.
Сегодня наступает тот самый момент, когда
сильнейшие становятся сильнее, а более
слабые оставляют позиции и уходят в другие
сегменты бизнеса".
По словам господина Рублева, банк "Санкт-Петербург"
в сентябре-октябре дважды увеличивал
процентные ставки по автокредитам, а также
увеличил размер первоначального взноса.
"Все это естественным образом повлияло
на поток заявок -- их стало существенно
меньше. Поэтому банк "Санкт-Петербург"
сегодня в основном выдает автокредиты
сотрудникам предприятий, обслуживающихся в
рамках зарплатных проектов", -- говорит
господин Рублев.
"Игроков на рынке автокредитования
стало гораздо меньше. Если раньше
практически каждый банк заявлял о наличии у
него собственной программы
автокредитования, то с сентября
автокредиты выдают только государственные
банки и банки с иностранным капиталом, --
резюмирует Александр Конышков, директор
регионального центра "Северо-Западный"
ЗАО "Райффайзенбанк". -- Условия
кредитования, конечно, сильно изменились.
Если еще год назад можно было взять кредит
на автомобиль с нулевым первоначальным
взносом, то сейчас минимальный уровень
собственных средств заемщика должен быть
не менее 20-30 процентов от стоимости
приобретаемого автомобиля. Понятно, что
таких людей в Петербурге гораздо меньше, а
соответственно, даже число обращений в
банки, которые продолжают предоставлять
автокредиты, в последние два месяца
значительно сократилось. Кроме того,
следует отметить и сокращение срока
кредитов. Еще совсем недавно, хотя и с
трудом, но можно было получить кредит
сроком на 7 лет. Теперь все банки, работающие
на рынке автокредитования, выдают кредиты
сроком на 3 года, и лишь в единичных случаях
-- на 5 лет".
Что касается процентных ставок по
автокредитам, то, по оценкам господина
Конышкова, они выросли на 2-3 процентных
пункта. Скажем, по рублевым кредитам в
начале ноября средний по рынку уровень
ставок уже превысил 15% годовых. При этом,
отмечают многие финансисты, никто, в том
числе специализированные банки,
принадлежащие известным автоконцернам и
реализующие программы кредитования
отдельных марок, не стремится
воспользоваться кризисом и за счет
демпинга или других агрессивных
маркетинговых шагов захватить на нем долю
побольше. Это означает, что тем, кто
собирается брать кредит на покупку
автомобиля в следующем году, надо
готовиться к тому, что банки вполне могут
перейти к кредитованию лишь тех, у кого есть
половина суммы, необходимой для покупки
автомобиля, и на срок не более трех лет. При
этом, исходя из нынешней динамики
макроэкономических показателей, ставка по
такому кредиту в рублях (а в долларах или
евро в связи с последовательным
ослаблением Банком России курса
национальной валюты заимствования
осуществлять в ближайшее время явно не
стоит) перешагнет, скорее всего, уровень в 20%
годовых.