Страница: 1/2
Международный кризис рынков капитала негативно отразился на строительной индустрии. Ситуацию может исправить поддержка государства.
В последние годы быстрорастущий рынок
строительных и дорожно-строительных услуг
подпитывал спрос со стороны его участников
на дополнительные средства производства.
По данным генерального директора
Объединенной лизинговой компании (ОБЛИК)
Елены Алексеевой, за прошлый год объемы
отраслевого строительного лизинга в целом
по стране выросли более чем вдвое.
Спрос на услуги финансовой аренды рос, но,
как отмечают эксперты, еще быстрее на этом
рынке увеличивалось предложение. Ведь
строительная техника обладает высоким
уровнем ликвидности и всегда интересна как
предмет лизинга. Поэтому, несмотря на
нынешние глобальные экономические
проблемы и некоторый спад строительства,
повышение конкуренции в сегменте лизинга
строительной техники неизбежно, считают
специалисты. "Основными тенденциями
развития рынка на данный момент являются
сокращение времени рассмотрения заявки,
увеличение сроков договоров и уменьшение
авансов, - рассказывает руководитель
направления лизинга строительной техники
группы компаний "Интерлизинг" Андрей
Закопаев. - Эти тенденции вызваны усилением
конкуренции, в том числе выходом на рынок
иностранных игроков".
"Рынок лизинга строительной техники
развивается очень активно, - отмечает
директор департамента проектного и
корпоративного финансирования компании
"РЕСОтраст" Наталья Шашлова. - В
прошлом году темп роста составил 273%. При
этом сегмент техники для дорожного
строительства является одним из крупнейших
на рынке лизинга".
А вот первый заместитель председателя
правления Собинбанка Алексей Гонус считает,
что доли лизинга дорожной и прочей
строительной техники в общем объеме
лизинговых сделок сопоставимы между собой
и колеблются в диапазоне 2 - 4% от всех сделок,
совершаемых на рынке финансовой аренды. Тем
не менее эксперт отмечает, что спрос на
дорожную технику высок как со стороны
муниципальных и частных организаций по
строительству и обслуживанию автодорог,
так и со стороны компаний, работающих на
предприятия добывающих отраслей и
занимающихся обустройством временных
дорог и зимников.
Еще одним катализатором роста рынка
специалисты считают повышение
информированности населения в сфере
финансовых технологий. А поэтому
бизнесмены, которые поняли, что лизинговая
схема для них выгодна, стремятся закупить
сразу весь необходимый для развития
строительного предприятия набор
оборудования. "Достаточно часто компания
закупает сразу несколько видов
строительной и другой техники, -
рассказывает кредитный эксперт компании
"Русбизнесавто" Валерия Литвиненко. -
Неудивительно, что за последний год процент
реализации техники с помощью финансовых
инструментов (кредит и лизинг) вырос с 30% до
50% от общего числа продаж".
Однако эксперты не уверены в том, что
столь бурный рост рынка лизинга
строительной техники будет продолжаться.
Во многом развитие этого бизнеса зависит от
поддержки государства, считает Андрей
Закопаев. "Для стимулирования развития
лизинга необходимо дать точное определение
этой деятельности в законе, установить
размер финансового участия в сделке
лизингополучателя, ввести понятие
оперативного лизинга, а также пересмотреть
отношение налоговых органов к лизинговым
компаниям", - говорит он.
Без вмешательства государства кризис
международных рынков капитала может
снизить нынешние бурные темпы роста
объемов лизинга строительной техники. "Перспективы
этого сегмента зависят прежде всего от
динамики развития строительной отрасли и
финансового рынка, - объясняет Алексей
Гонус. - А в строительной индустрии летом 2008
года наметились негативные тенденции".
Мировой финансовый кризис осложнил для
российских компаний привлечение средств
для рефинансирования ипотечных и других
активов, отмечает эксперт. Ресурсы стали
дороже, и их теперь предлагают меньше.
Однако насколько серьезно это отразится на
развитии лизинга строительной техники,
Алексей Гонус затруднился определить. Это
станет ясно только по прошествии года или
даже нескольких лет.
Идеальный клиент
Так что, как и раньше, развитию финансовой
аренды в строительной индустрии мешают в
первую очередь нерешенные проблемы самого
строительного комплекса, где глобальный
финансовый кризис лишь актуализировал
старые трудности. Среди них эксперты в
первую очередь выделяют избыточное
количество регулирующих инстанций,
непрозрачность процедуры распределения
подрядов, отсутствие четких правил игры.
Бизнес строительной компании сегодня
больше зависит от наличия связей с
чиновниками, чем от умения и желания
работать, считают эксперты. Как следствие,
строителям сложно планировать свою
деятельность, а ведь это ключевой фактор
для привлечения таких долгосрочных
инвестиций, как лизинговое финансирование.
Пожалуй, самым крупным недостатком
является именно непрозрачность клиентов-строителей,
их нежелание создавать предприятие,
которое будет понятно инвесторам, уверены
некоторые лизингодатели. "Мы активно
развиваем региональную сеть и довольно
часто сталкивается с тем, что в регионах
бизнес все еще находится в тени и "красивые"
балансы могут предоставить не все, -
рассказывает Андрей Закопаев из ГК "Интерлизинг".
- Это действительно является проблемой.
Ведь лизинговая компания, как финансовый
институт, в своем анализе опирается в
основном на бухгалтерскую отчетность".
Хотя, выходя в регионы, лизингодатели
заранее готовятся к возникновению подобных
проблем. "Поэтому с региональными
клиентами мы работаем в несколько другом
ключе, смотрим управленческую отчетность,
более детально разбираемся в бизнесе
компании и структуре финансов", -
рассказывает Андрей Закопаев. Это
несколько замедляет процесс анализа и
делает стоимость договора дороже, так как
увеличиваются риски компании-лизингодателя.
Тем не менее лизинговым компаниям ради
завоевания новых рынков приходится идти на
компромисс и терпеть связанные с этим
неудобства.
Ведь, как отмечает Наталья Шашлова ("РЕСО-
траст"), в первую очередь
лизингодателей интересуют клиенты,
обеспеченные устойчивыми объемами работ на
весь срок лизинга и с хорошим финансовым
состоянием.
"Крупные строительные компании
предпочитают получать в лизинг новую
технику. Это дает гарантию почти на весь
срок лизинга. А для лизинговой компании это
также является гарантией надежности
поставщика, в том числе и при возврате НДС",
- отмечает Елена Алексеева из ОБЛИК.
Финансовое состояние компании
характеризуется сбалансированными
показателями отчетности, достаточным
собственным капиталом, положительным
результатом деятельности и объемами
текущего бизнеса, достаточными для
безболезненного обслуживания лизинговых
сделок. Ну а не очень "чистую"
официальную отчетность можно и
проигнорировать, занявшись анализом
управленческих данных.
"Идеальный клиент - это, естественно,
фирма, показывающая прибыль, - подтверждает
Валерия Литвиненко из "Русбизнесавто".
- Поскольку лизинговые компании имеют
разную специализацию, то для одних
идеальный клиент - тот, кто при
положительном балансе закупает единичную
технику, а для других - тот, кто закупает
имущество на сумму 15 - 25 млн рублей".