Страница: 1/2
Сейчас на всех уровнях модно говорить о том, что экономика у нас забюрократизирована, находится под административным гнетом, что государство "кошмарит" бизнес. Но речь почему-то идет только о сокращении количества проверок в разного рода кафешках, магазинчиках и прочих гуталиновых лавках.
Для малого бизнеса бесчисленные
проверяющие, которым приходится давать на
лапу, действительно проблема. Но когда и
отечественные, и зарубежные бизнесмены
говорят о бюрократизации экономики, они,
вероятно, имеют в виду совсем другое. У
государства - если понимать под этим словом
слой крупных чиновников - совсем другие
способы надавить на бизнес, вынуждая его
делиться доходами (в том числе еще не
полученными). Главный из них - согласования.
Ни один даже средний проект в России не
открыть, не получив сначала сотни-другой
подписей. На первый взгляд - все они вроде бы
нужные. Как можно разрешить строительство
дома или завода, не проверив сначала
детально состояние земельного участка, не
изучив строительный проект, бизнес-план,
не проведя экологическую экспертизу?
Необходимость согласований объясняется
заботой о безопасности людей, защитой
интересов экономики, охраной архитектуры.
Но по словам людей, которые знают эту
систему на практике, значительную часть
согласований даже по досконально
выверенному проекту приходится "покупать".
Иначе в проверяющую инстанцию документы
сначала будет не сдать (сотрудники заняты,
очередь, одной бумажки не хватает), потом -
не получить (не успели рассмотреть, вообще
потеряли), потом часть справок устареет и
просителя запустят по новому кругу. Зато за
плату согласуют даже откровенный "левак".
Потому что в итоге контролеры и проверяющие
ни за что не отвечают.
Это и есть государственный пресс, о
котором знают все - от владельца нефтяной
компании до скромного ларечника, это и есть
непобедимая российская коррупция. Ее корни
не в нечестности отдельных чиновников, а в
громоздком механизме согласований.
Упростить этот механизм - и объемы
коррупции уменьшатся в разы.
Однако привычка все согласовывать
настолько вошла в деловую практику, что
даже сами бизнесмены не пришли к единому
мнению - какие согласования реально нужны, а
без каких можно обойтись. Тем более что,
несмотря на все хлопоты и расходы при сборе
виз, есть в этом процессе и выгодный для
бизнеса момент. Если что случится, всегда
можно сказать: а у меня все было согласовано.
Пример - строительная отрасль, одна из
самых забюрократизированных и взяткоемких.
"НВ" попросило высказать свою точку
зрения на проблему согласований известных
специалистов.
***
А разве чиновники ответили за "Трансвааль"?
Михаил Зарубин, генеральный директор "Треста
N 47"
Хотя количество согласований с
разрешительными инстанциями возросло до
гигантских масштабов, ответственность
самих строительных компаний ничуть не
уменьшилась. Мы по-прежнему вынуждены
руководствоваться бывшими нормами и
правилами. Почему я говорю - "бывшими"?
Потому что их отменили, но ничего не дали
взамен, и строители до введения новых
правил живут по старым. Но раньше было
достаточно отрапортовать, что строительный
проект реализован согласно этим нормам и
правилам. И если какие-то нарушения
обнаруживались, мы несли за это
ответственность.
На мой взгляд, сегодня нагромождение
согласований порождено огромной армией
чиновников, которым надо придумать себе
занятие или хотя бы его видимость. Доходит
до абсурда. МЧС требует провести
обследование земельных участков на предмет
нахождения там снарядов и бомб. Этот новый
вид согласований появился год назад. Как
будто со времен окончания войны прошло
совсем немного времени, а не 65 лет.
Появилась специальная фирма, которая
занимается такими обследованиями. Проводит
проверку и выдает документ, что на участке
"все чисто", получая за это неплохие
деньги. Причем эти проверки доходят до
смешного. Порой уже и дом построен - и только
впоследствии получена бумага, что никакой
опасности в недрах не найдено. Я привел этот
пример, чтобы показать, что многие
согласования выглядят нелепо и
заформализованы.
Наиболее тяжелую цепь согласований
приходится проходить у монополистов, в
первую очередь в "Ленэнерго". Одно
звено цепляется за другое, а каждое из таких
согласований - это деньги. И в конечном
итоге их платят не строительные бизнес-структуры,
эти поборы всей тяжестью ложатся на их
клиентов, покупающих жилье, потому что на
эту сумму происходит накрутка его
стоимости.
И при всем несметном числе согласований -
подчеркну еще раз - ответственность лежит
на застройщике и проектировщике. Вспомним,
что произошло, когда рухнула конструкция в
аквапарке "Трансвааль". Разве тогда
судили кого-то из представителей
согласующих органов? Вся тяжесть
ответственности пала на проектировщика. А
те, кто проверял качество его работы,
оказались в стороне.
Куда эффективней была система во времена
Петра, когда, например, при проверке несущей
способности построенного моста под ним
ставили главного строителя и проектанта. И
если мост не выдерживал нагрузки, они
отвечали за это своими жизнями. Сегодня же
все наоборот - чем больше согласующих, тем
меньше ответственных.
Увеличение числа согласований не
остановить, они нарастают как снежный ком.
Каждый год с самых высоких трибун, начиная с
выступлений самого президента страны,
ведется речь о необходимости их уменьшений.
А на деле происходит обратный процесс.
И если строительная компания попытается
какие-либо из вопросов, по которым
необходимо получать разрешение, взять на
себя, это вызовет у чиновников лишь реакцию
недоверия. Помните, как восклицал
Станиславский? "Не верю!" И доказывай
потом, что все у тебя в порядке. Какой же
сотрудник госаппарата захочет остаться без
работы? Я уже не говорю о некоторых
выдаваемых предписаниях, которые
неизвестно как выполнять. Скажем, проверка
химического состава земли на участке под
строительство. Там находят соли тяжелых
металлов. Замечу - это отнюдь не криминал.
Такая земля практически на всей городской
территории. Но тем не менее строительной
компании заявляют, что эту землю надо
выбрать на глубину в полметра и вывезти.
Возникает вопрос - куда? А этого никто не
знает. Нет таких приемных пунктов, куда ее
надо было бы свезти. Но предписание выдано,
и его надлежит выполнить, а как это сделать,
никого не интересует.
Напомню, что таких согласований в
социалистические времена просто не
существовало, хотя требования к строителям
были достаточно высокими. Попытки обойтись
"малой кровью" при получении
разрешений на строительство
предпринимались и позднее. Еще десяток лет
назад предложили внедрить принцип "одного
окна". Но он был благополучно похоронен.
Видно, такого окна не нашлось. Да и этот
принцип тоже чреват некоторыми неприятными
последствиями. Одно время его пытались
применить в "Водоканале". При этом,
допустим, строительная фирма получает
отказ, причин которого никто не объясняет. И
снова необходимо бегать по инстанциям.