Государственный инвестиционный фонд не справляется с задачами, которые перед ним поставлены: за два года его работы он из имеющихся у него в распоряжении 342 миллиардов рублей выделил на конкретные проекты всего лишь 8 миллиардов.
По
информации из аппарата правительства,
сейчас рассматривается вариант передачи
средств фонда из ведения Минрегионразвития
во Внешэкономбанк.
Инвестфонд был создан в ответ на
требование российского бизнеса и
региональных властей, недовольных тем, что
все нефтедоллары стерилизуются и лежат
мертвым грузом в Стабфонде, притом что в
стране десятки стратегических проектов,
финансирование которых обычным
коммерческим банкам не потянуть.
Наполнение фонда происходит за счет
повышения цены отсечения нефти при
формировании Стабилизационного фонда и
экономии на процентах при погашении
внешнего долга.
Изначально фонд находился в ведении
Минэкономразвития, которое работу успешно
провалило. Затем его передали в
Минрегионразвития, министерство, которое
лучше знает ситуацию на местах. Но оно
провалило задание с еще большим треском.
Такие важнейшие для страны проекты, как
строительство автодороги "Западный
скоростной диаметр" в Петербурге,
строительство первой очереди скоростной
платной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург,
Орловского тоннеля под Невой,
перегрузочного комплекса "Юг-2" в порту
Усть-Луга, комплексное развитие Нижнего
Приангарья (подготовка зоны затопления Богучанской
ГЭС, Богучанского газоперерабатывающего
завода, Чадобского цементного завода,
каскада Нижнеангарских ГЭС, завода
ферросплавов, Богучанского энерго-металлургического
объединения), строительство Нижнекамского
нефтеперерабатывающего комплекса в
Татарстане, создание транспортной
инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых
ресурсов юго-востока Читинской области,
строительство нового выхода на Московскую
кольцевую автомобильную дорогу
федеральной трассы Москва - Минск,
строительство железной дороги Кызыл -
Курагино в увязке с развитием минерально-сырьевой
базы Тувы, - все они получили из госрезерва
считаные рубли.
Плюсом можно считать только то, что
министерские чиновники не сорят бюджетными
инвестициями, как было в 90-е годы. Но срыв
важнейших проектов тормозит социально-экономическое
развитие страны и лишает ее сотен
миллиардов рублей будущих налоговых
поступлений. Проблема, по мнению
правительственных экспертов, в непомерной
бюрократизации рассмотрения заявок на
инвестиции. К примеру, частным инвесторам
приходится представлять в
Минрегионразвития полный пакет проектно-сметной
документации на проект. Его стоимость -
около 10 процентов от всей сметы проекта. Но
никакой уверенности, что проект будет
одобрен и деньги выделены, нет.
Ни в чем не упрекая министерство (оно
просто выполняет требования Бюджетного
кодекса), правительство предлагает
передать управление Инвестфондом
государственному Внешэкономбанку. Для
банков вложение денег в различные проекты -
профильная деятельность, а механизмы
проверки надежности и эффективности у них
более простые и надежные. Впрочем, вопрос
окончательно еще не решен. Но недовольство
правительства нынешним состоянием дел
очевидно. Для регионов это сулит подвижку в
финансировании проектов, которые они
считают для себя самыми значимыми.