Страница: 1/2
По данным Центробанка России, ежегодно в результате фиктивных банковских операций обналичивается до 2 трлн рублей в год, что составляет около 7% ВВП страны.
Чтобы обнаружить подобных «уклонистов» и
принять соответствующие меры, налоговые
органы сотрудничают с правоохранительными
и контролирующими органами.
Более точно такое сотрудничество
называется «взаимодействие с
правоохранительными и контролирующими
органами по вопросу выявления и пресечения
схем уклонения от налогообложения путем
обналичивания денежных средств». В
Нижегородской области с 1997 года действует
Координационный совет по взаимодействию
органов внутренних дел и налоговых органов.
Он выполняет задачи по контролю за
соблюдением законодательства о налогах и
сборах. При этом пристальное внимание
уделяется проблемным налогоплательщикам:
не представляющим отчетность, сдающим
нулевую отчетность или уклоняющимся от
постановки на налоговый учет. Основная
задача совета - обсуждение всех проблемных
вопросов по каждой совместной проверке,
проводимой инспекцией ФНС и оперативно-розыскной
частью.
Совместные усилия
По данным Управления
ФНС России по Нижегородской области, за
последние три года услугами по
обналичиванию воспользовались более 4,5 тыс.
налогоплательщиков. При этом 91% - это
юридические лица. Налоговыми органами за
указанный период из проведенных 2566
выездных проверок в 45% случаях были
выявлены схемы по обналичиванию. В
результате из дополнительно начисленных
платежей в сумме 5 млрд рублей 75% -
доначисления по данным схемам. На основании
анализа информации, полученной из банков о
движении денежных средств по счетам,
определен перечень организаций
воспользовавшихся услугами по обналичке
денег.
По информации, представленной ГУВД
Нижегородской области, Волго-Вятским УВД на
транспорте и МРУ Росфинмониторинга по ПФО,
в УФНС был сформирован перечень
организаций и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих услуги по «обналичиванию»
денежных средств. Сейчас в этом перечне 402
организации, и он корректируется с учетом
вновь поступающих данных. Как правило,
обналичивающие компании оформлены по
утерянным паспортам или документам умерших
людей. В свою очередь, УФНС в адрес ГУВД
Нижегородской области был направлен в
электронном виде перечень оказывающих
услуги по «обналичиванию» денежных средств,
выявленных налоговыми органами без участия
правоохранительных органов.
В настоящее время по всем выявленным «обналичивающим»
организациям, имеющим расчетные счета в
кредитных учреждениях, на основании ранее
направленных запросов получены справки по
движению денежных средств по счетам. Сумма
денежных средств, прошедших через
нижегородских организаторов обналичивания,
по данным УФНС по Нижегородской области
составила около 13,5 млрд руб. Учитывая
существующие в настоящее время расценки «на
обналичивание» в размере 5-7% от суммы,
полученный организаторами схем доход
составляет около миллиарда рублей.
Сегодня налогоплательщики могут быть
привлечены к ответственности не за само «обналичивание»,
а за его последствия, в частности - за
неуплату налогов. Кроме нелегального
оборота наличных денег, минимизация
налогооблагаемой базы происходит через
фиктивные операции с использованием ценных
бумаг. За прошедший год 13 индивидуальных
предпринимателей получили так доход в
размере 1-10 млрд рублей каждый.
Эффект проверки
Как отмечают в Управлении
ФНС по Нижегородской области, основной и
наиболее результативной формой налогового
контроля являются выездные проверки.
Наибольший эффект дают проверки,
проводимые совместно с
правоохранительными органами, поскольку
только с их помощью возможно провести
розыск и опрос всех участников «обналичивающей»
схемы. Однако выездными налоговыми
проверками в течение года охватывается не
более 2300 организаций. В то время как на
учете в налоговых органах Нижегородской
области состоят 170 тыс. налогоплательщиков,
из них отчитывающихся - 100 тыс. (60%).
При этом на учете состоят 1786 юридических
лиц с объемами выручки более 100 млн руб. в
год и 335 предпринимателей с доходом более 50
млн руб. в год. А именно эта категория
налогоплательщиков является
первостепенной для проведения мероприятий
налогового контроля, в том числе и
совместно с правоохранительными органами.
Кроме этого, налоговые органы в процессе
отбора объектов для выездных проверок
пользуются и другими принципами (см. ниже).
В рамках выездных проверок (как, впрочем, и
камеральных) налоговыми органами
производится выявление фиктивных расходов
путем анализа экономической
обоснованности произведенной
налогоплательщиком оплаты. Основными
мероприятиями, проводимыми для сбора
доказательственной базы, являются:
встречные проверки контрагентов на
предмет фактического осуществления
указанных в документах работ/услуг (по
некоторым проверкам делается до 250
встречных проверок);
выявление наличия у контрагента реальной
возможности произвести их в заявленном
объеме;
проведение опросов учредителей и
должностных лиц контрагентов на их
причастность к совершению указанных сделок;
анализ движения денежных средств (в том
числе и у контрагентов) с целью выявления
товарных и финансовых потоков для
определения сумм завышения закупочной цены
сырья и занижения стоимости реализации
готовой продукции через посредников;
проведение экспертиз (в том числе
почерковедческих) и т. д.
Вся полученная информация по
контрагентам используется при составлении
планов выездных налоговых проверок.
Очередь мер
Как отмечают в Управлении ФНС
по Нижегородской области, больше всего
настораживает тот факт, что среди
организаций, воспользовавшихся обналичкой,
также присутствуют 85 муниципальных и
государственных организаций (или 4% от
общего количества). Ими было обналичено 200
млн руб., а ведь это бюджетные средства! При
этом сотрудники УФНС добавляют, что не все
организации, снимающие в банках крупные
суммы наличных денежных средств, попадают в
поле зрения налоговых и правоохранительных
органов. Порой эти финансовые действия
вполне обоснованны.