Есть фирмы, в которых высокая цена на нефть не подавляет настроения у высшего эшелона руководства, а, наоборот, вызывает небывалую эйфорию. И это не только нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании - они-то прекрасно понимают, что конъюнктура - существо непостоянное.
Главные дивиденды от ценового бума на
мировых сырьевых рынках углеводородов
ожидают такие фирмы, как японские Toshiba, Hitachi
и Mitsubishi, французская AREVA, американский
Westinghouse и, по всей вероятности, российский
"Росатом". Именно рост мировых цен на
энергоносители дает новый шанс развитию
атомной энергетики.
Амбициозные цели атомщиков
Действительно, цели, поставленные в
атомной промышленности нынешним или
будущим руководством ведущих промышленно
развитых держав мира, вызывают не столько
удивление, а скорее шок. Республиканцы в
случае победы на президентской гонке
готовы построить от 45 до 100 новых АЭС.
Французский президент Николя Саркози
ставит цель 60 новых АЭС и превращение
Франции в экспортера электроэнергии. Новый
пик планирования строительства АЭС намного
превосходит предчернобыльский период,
когда в 1980 году в стадии строительства
находились во всем мире порядка 200 атомных
станций. Сегодня строить планируют и больше
государств, в числе которых и Китай, и
многочисленные государства Ближнего
Востока и Юго-восточной Азии, да и больше
ядерных установок, которые к тому же
становятся все дороже. По данным
американского Конгресса, расходы по
сооружению одной АЭС в период 1960-1986 годов не
превышали 3 млрд. долл. Сейчас они достигают,
по оценке американской энергетической
группы FPL Group, занимающейся эксплуатацией
АЭС, уже 6-9 млрд. долл. Несомненно, речь идет
о новых технологиях и новых материалах. Те
же французы начинают строить реакторы на
основе новой немецко-французской
технологии EPR (European Pressurized Reactor Technology),
которая, впрочем, известна и в США под
названием US-EPR. В ее разработке активно
участвовали французская Framatom (теперь AREVA) и
немецкий Siemens. Подобные реакторы производят
электроэнергию, по французским данным,
себестоимость которой на 30-50% ниже, чем у ТЭС
на угле или газе, не говоря уже об
отсутствии выбросов СО2.
Российская программа строительства АЭС
также выглядит достаточно амбициозной. На
недавнем отраслевом совещании в
Электростали премьер-министр РФ Владимир
Путин указал на то, что до 2015 года на
развитие отечественной атомной энергетики
и промышленности будет выделено из
госбюджета около 1 трлн. руб.
Деньги для АЭС
Но скорее всего этих денег не хватит.
Вопрос о привлечении в отрасль частных
инвестиций стоит уже давно. Еще в "Основных
направлениях политики Российской
Федерации в области развития инновационной
системы до 2010 года", утвержденных
председателем правительства Российской
Федерации Михаилом Фрадковым 5 августа 2005
года (№ 2473п-П7), отмечена необходимость
развития условий для государственно-частных
партнерств в инновационной деятельности.
Особо отмечена в данном документе
необходимость усиления государственного
регулирования и поддержки научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в
конкурентоспособных областях, к которым
прежде всего относится атомная
промышленность. Целью государственной
политики в этой сфере является
формирование экономических условий для
реализации инноваций путем объединения
усилий государства и предпринимательского
сектора на основе взаимовыгодного
партнерства.
Однако лишь в июне 2008 года вице-премьер
Сергей Иванов, выступая на открытии
международного форума ATOMCON-2008, напрямую
обратился к частным инвесторам, в том числе
и зарубежным, с призывом вкладывать
капиталы в российскую атомную отрасль.
Дословно он сказал: "Помимо
крупномасштабного вложения
государственных средств, мы обоснованно
рассчитываем и на значительные частные
инвестиции". Он подчеркнул, что
российская атомная отрасль сейчас открыта
для взаимодействия как с отечественными
предпринимателями, так и с иностранным
капиталом.
Да и сами представители "Росатома"
нередко делают заявления о
заинтересованности в привлечении частных
инвесторов для финансирования
строительства новых АЭС. Однако российское
законодательство пока практически
разрешает только государственное
финансирование атомной отрасли. Возможно,
что законодатели наконец разработают
законопроекты, которые позволят частным, в
том числе иностранным, инвесторам
вкладывать деньги в строительство АЭС, и
приобретать их в собственность.
В этом плане первыми шагами по
привлечению частных инвесторов можно было
бы считать подписанные меморандумы о
сотрудничестве прежнего "Росатома" с
такими промышленными холдингами, как "Русский
алюминий" (РУСАЛ) и Сибирско-Уральский
холдинг (Суалом). Однако им уже более двух
лет, и эти соглашения пока в основном носят
рамочный характер и не содержат
договоренностей о конкретных проектах.
Хотя, некоторые проекты уже намечены.
Атомщики совместно с представителями
вышеназванных холдингов должны активнее
заняться подготовкой предварительных ТЭО
проектов строительства АЭС и представить
первые результаты. Ряд российских банков,
например Альфа-банк, уже изъявили желание
инвестировать в развитие отрасли, в том
числе в строительство новых энергоблоков
значительные средства.
Однако иностранные инвесторы пока не
торопятся вкладывать деньги в российскую
атомную промышленность. В этом плане
знаменательно интервью, которое дал
Атсутоши Нишида, президент одного из
ведущих мировых производителей
оборудования для АЭС японского
промышленного гиганта Toshiba,
корреспондентам германской экономической
и финансовой газеты Handelsblatt. Отвечая на
прямой вопрос корреспондента, президент
отметил, что по поводу России ничего
конкретного он сказать не может. Примерно
такой же ответ был получен "НГ-энергией"
в штаб-квартире российского "Сименса".
Эта тема, по словам ведущих немецких
менеджеров, пока не стоит в повестке дня.
Можно предположить, что осторожные
иностранные инвесторы хотят обождать
развитие событий в законодательной сфере.
Скорее всего их вряд ли может устроить
предложенная российским руководством
формула участия без права собственности,
тем более что начинающийся бум
предоставляет им достаточные возможности
для инвестирования в других мировых
регионах.
Но нет правил без исключений. По последним
данным, поступившим из "Атомэнергопрома",
крупнейшая чешская энергетическая
компания "ЧЭЗ Группа"
заинтересовалась проектом Калининградской
АЭС и намерена инвестировать средства в
строительство.
Страна |
В эксплуатации |
Доля в производстве
электроэнергии |
Строится |
Планируются |
|
|
количество |
мощность в МВт |
|
количество |
мощность в МВт |
количество |
мощность в МВт |
Аргентина |
2 |
1005 |
6% |
1 |
745 |
– |
– |
Армения |
1 |
408 |
43% |
– |
– |
– |
– |
Бельгия |
7 |
6061 |
54% |
– |
– |
– |
– |
Бразилия |
2 |
2007 |
3% |
– |
– |
1 |
1300 |
Болгария |
2 |
2000 |
32% |
– |
– |
2 |
2200 |
КНР |
11 |
9134 |
2% |
6 |
5561 |
9 |
10 000 |
Германия |
17 |
21 457 |
22% |
– |
– |
– |
– |
Финляндия |
4 |
2800 |
29% |
1 |
1600 |
– |
– |
Франция |
59 |
66 130 |
77% |
1 |
1600 |
– |
– |
Великобритания |
19 |
11 902 |
15% |
– |
– |
– |
– |
Индия |
17 |
4120 |
3% |
6 |
3160 |
– |
– |
Иран |
– |
– |
– |
1 |
1000 |
1 |
– |
Япония |
55 |
49 580 |
28% |
2 |
2335 |
11 |
– |
Канада |
18 |
13360 |
16% |
– |
– |
– |
– |
Южная Корея |
20 |
18 526 |
35% |
4 |
4400 |
2 |
2600 |
Литва |
1 |
1300 |
64% |
– |
– |
1 |
1600 |
Мексика |
2 |
1366 |
5% |
– |
– |
– |
– |
Голландия |
1 |
522 |
4% |
– |
– |
– |
– |
Пакистан |
2 |
462 |
2% |
1 |
300 |
– |
– |
Румыния |
2 |
1412 |
13% |
– |
– |
2 |
1490 |
Россия |
31 |
23242 |
16% |
7 |
4880 |
5 |
5000 |
Швеция |
10 |
9466 |
46% |
– |
– |
– |
– |
Швейцария |
5 |
3372 |
40% |
– |
– |
3 |
3500 |
Словакия |
5 |
2200 |
54% |
– |
– |
2 |
880 |
Словения |
1 |
727 |
42% |
– |
– |
– |
– |
Испания |
8 |
7728 |
17% |
– |
– |
– |
– |
ЮАР |
2 |
1888 |
5% |
- |
– |
1 |
– |
Тайвань |
6 |
5144 |
21% |
2 |
2712 |
– |
– |
Чехия |
6 |
3734 |
30% |
– |
– |
– |
– |
Украина |
15 |
13818 |
48% |
– |
– |
2 |
– |
Венгрия |
4 |
1866 |
37% |
– |
– |
– |
– |
США |
104 |
106221 |
19% |
1 |
1240 |
15 |
16 600 |
Источник: atw