Страница: 1/2
С клиентами проблем не возникает: экономический рост вкупе с изношенными производственными фондами сформировали огромный спрос на промышленное оборудование.
Лизинг промышленного оборудования - не
столь раскрученный бизнес по сравнению,
скажем, с финансовой арендой автомобилей,
занимающей наибольшую долю рынка лизинга.
Автомобиль как объект лизингового бизнеса
наиболее прост и удобен как для потребителя,
так и для самого лизингодателя. Однако в
этом секторе наметилась жесткая
конкуренция, тогда как в нише обновления
производственных фондов кроется намного
больший потенциал.
Вместе с рынком
Как рассказал директор региональных
продаж компании "Главлизинг" Петр
Ванюков, лизинг промышленного оборудования
развивался такими же темпами, как и
российский рынок финансовой аренды в целом:
в предыдущие годы быстрее, а в 2008 - немного
медленнее. Это связано с возросшей
осторожностью лизинговых компаний при
покупке сложного неликвидного на вторичном
рынке имущества, считает Петр Ванюков. Риск
невыгодной реализации оборудования после
изъятия его у несостоятельного клиента
заключается в том, что в результате
неудачной сделки лизингодатель не сможет
покрыть свои убытки по сделке. Стараясь
избежать этих рисков, компании не спешат
заключать сделки лизинга промышленного
оборудования. "Доля таких контрактов
занимает, в зависимости от индустриальной
специализации лизинговой компании, от 30% до
50% в общем портфеле сделок", -
рассказывает Петр Ванюков.
Но даже если компания уверена в том, что
сдает в лизинг ликвидное оборудование, на
этом ее заботы не заканчиваются. "Лизинг
оборудования более сложен в оформлении, чем
лизинг автотранспорта, и требует более
детальной обработки, - говорит коммерческий
директор группы компаний "Ураллизинг"
Анастасия Ротарь. - Однако эти сделки
экономически более выгодны для лизинговых
компаний". При этом спрос на лизинг
промышленного оборудования не уступает
спросу на получение в финансовую аренду
автомобилей. "Существующий в нашей
стране экономический подъем коснулся также
и промышленных предприятий, - объясняет
Анастасия Ротарь. - Поэтому рост спроса на
лизинг промышленного оборудования
практически аналогичен росту спроса на
лизинг автотранспорта и составляет 50 - 100% в
год". Более того, есть эксперты, которые
считают, что разрыв между объемами секторов
промышленного и автомобильного лизинга
постепенно сокращается.
По словам заместителя председателя
ассоциации "Рослизинг" Василия
Кашкина, удельный вес лизинга в экономике
практически не менялся. Но начиная с
прошлого года темп роста сделок был выше,
чем ранее, что подтверждает статистика: в 2006
году доля лизинга в ВВП составляла 1,9%, а в 2007
- 2,8%. При этом доля лизинга в основных
средствах в 2006 году достигла 7,6%, а в
следующем году она увеличилась почти вдвое.
Этот скачок Василий Кашкин объяснил
обновлением основных фондов. А это значит,
что промышленное оборудование постепенно
"сдвигает" автомобили с позиции лидера
рынка лизинга.
Хотя в этом году в развитии лизинга
промышленного оборудования и наметился
некоторый спад, но он может смениться
взрывным подъемом. Дело в том, что в
последние два года руководство страны
активно муссировало тему использования
финансового лизинга для поддержки
отдельных отраслей экономики. В послании
Федеральному собранию тогда еще президент
России Владимир Путин акцентировал
внимание на необходимости государственной
поддержки лизинга для приобретения
современных технологий за рубежом и
модернизации приоритетных секторов
промышленности.
В разное время чиновники даже называли
отрасли, которые государство планирует
поддерживать с помощью лизинга. В список
"счастливчиков" попали станкостроение,
деревообработка, дорожное строительство,
электроэнергетика, а также судостроение.
Для развития последнего создадут
специализированную государственную
лизинговую компанию на базе Объединенной
судостроительной корпорации. Новая
структура нацелена на стимулирование сбыта
отечественных судов. Для этого в капитал
новой компании государство вольет 8 млрд
рублей. От федеральных чиновников не
отстают их коллеги из регионов. На уровне
многих региональных бюджетов тоже
внедряются программы по стимулированию
лизинговых инвестиций.
Структура потребления
Помощь государства может изменить
структуру в секторе лизинга промышленного
оборудования до неузнаваемости. Однако
если вмешательство чиновников не будет
столь кардинальным, то рынок, скорее всего,
сохранится в нынешнем виде. Сейчас
основными потребителями оборудования
являются предприятия, которые занимаются
капитальным и дорожным строительством,
отмечает Петр Ванюков из "Главлизинга".
В лидерах также индустрия автоперевозок
любой специализации, добывающая, пищевая и
деревообрабатывающая отрасли,
машиностроение. "Именно в этих сегментах
первыми озаботились перевооружением
основных фондов, выпуском качественной и
конкурентоспособной продукции, - объясняет
Петр Ванюков. - При этом стандартное,
серийное оборудование, которое в большом
количестве используется в этих
производствах, позволяет потребителю
технологичнее и на лучших ценовых условиях
получить лизинговое финансирование". Это
связано с политикой российских банков,
которые кредитуют лизинговые компании.
Последние получают заем, предоставляя в
залог сданное в лизинг оборудование. Ведь
до момента завершения сделки оно находится
в собственности лизингодателя. В итоге
получается, что чем ликвиднее оборудование
(стандартная и серийная техника обладает
высокой ликвидностью), тем на лучших
условиях лизинговая компания получает
финансирование. А это, в свою очередь,
позволяет лизингодателю предлагать более
выгодные условия клиенту.
Что касается структуры рынка
промышленного лизинга по видам
оборудования, то, по статистике, спросом
пользуется оборудование в наиболее активно
развивающихся отраслях промышленности. Так,
на сделки лизинга телекоммуникационного
оборудования приходится около 5% от всего
рынка. Машиностроительное и
металлообрабатывающее оборудование
занимает по 4% в общем объеме всех сделок
лизинга. Такая же доля приходится на
финансовую аренду техники для пищевой
промышленности. А вот энергетическое
оборудование занимает 5,5% в общем объеме
лизинга.