Страница: 1/2
7 мая вступили в силу два федеральных закона, радикально изменяющие действующее законодательство о недрах, в частности режим инвестиций в общества, владеющие правами пользования участками недр федерального значения, и собственно режим пользования недрами такими обществами.
В результате созданы новые инструменты
государственного вмешательства в
хозяйственную деятельность пользователей
недр. На наш взгляд, принятые изменения
окажут негативное влияние на рынок. В
частности, замедлят процесс воспроиводства
минерально-сырьевой базы России, поскольку
ряд новых положений никак не будет
способствовать укреплению уверенности
недропользователей в сохранности своих
инвестиций и адекватной отдаче от
вложений в геологическое изучение недр.
Со времени принятия в 1992 году Закона РФ «О
недрах» законодательство в сфере
недропользования не подвергалось столь
существенным изменениям, как те, что были
утверждены 7 мая. Уже вступившие в силу
поправки, принятые за последнее время,
были нацелены в основном на
усовершенствование действующего закона, в
том числе и на стимулирование притока
частных инвестиций в геологоразведку
Новейшие изменения, на наш взгляд, могут
иметь обратный эффект. Кроме того, они
создают новые инструменты вмешательства
государства: в частности, предоставляют
органам ФСБ специфические полномочия
проводить оперативно-розыскные
мероприятия в отношении пользователей
недр с иностранными инвестициями.
Речь идет о двух федеральных законах,
подписанных президентом 29 апреля 2008 года:
Законе №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных
инвестиций в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для
обороны страны и безопасности государства»
и Законе №58-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ и
признании утратившими силу отдельных
положений законодательных актов РФ в связи
с принятием Федерального закона №57-ФЗ».
Для удобства назовем первый «Законом об
инвестициях», а второй «Новым законом о
недрах».
«Закон об инвестициях» — это базовый
закон, устанавливающий ограничения для
иностранных инвесторов или группы лиц, в
которую входит иностранный инвестор (далее
— иностранный инвестор), при совершении
сделок, влекущих за собой установление
определенного контроля в обществах,
имеющих стратегическое значение для обороны
и безопасности страны. Он содержит
ограничения по 40 видам деятельности, в том
числе по пользованию недрами. Цель же «Нового
закона о недрах» — приведение действующего
Закона РФ «О недрах» в соответствие с «Законом
об инвестициях». Оба закона тесно связаны
друг с другом, но именно «Новый закон о
недрах» будет основным объектом нашего
внимания.
Запрягаем долго, едем быстро!
Новые законы были приняты с поспешностью
эвакуации при пожаре. Что резко
контрастирует с историями многочисленных
законопроектов в области недропользования,
которые обсуждались в течение последних 5-6
лет, но законами так и не стали. Здесь можно
вспомнить и проект Кодекса «О недрах» 2003
года, монументальный труд, призванный
охватить и непротиворечиво выстроить все
мало-мальски существенные аспекты
недропользования, и проект Закона «О
недрах» 2005 года с его либеральными, и, увы,
уже утопическими идеями о переходе в
недропользовании с лицензионной на
контрактную форму отношений. А также серию
проектов изменений к Закону «О недрах»,
предусматривающих вполне умеренные по
сегодняшним меркам ограничения участия
иностранцев в стратегических месторождениях.
Новые законы стремительно прошли стадии
законодательного одобрения, что в
сочетании с радикальностью их содержания
и политическими аспектами ситуации указывало
на то, что они будут подписаны до
инаугурации нового президента РФ. Так и
случилось.
Теперь правительство получило
беспрецедентные полномочия по контролю над
федеральными участками недр и правовому
регулированию соответствующих вопросов
недропользования. А значит, законы
участвуют в решении сверхзадачи —
установить баланс полномочий в новой
конфигурации федеральной власти, где
премьеру фактически уготована роль первой
скрипки в государстве.
Суров закон...
Законы оказались жестче любого из
предшествовавших им проектов.
Во-первых, если ранее предполагалось, что
согласования с правительством будет
требовать приобретение иностранным
инвестором контроля в отношении 50% и более
акций (долей) в пользователе федеральным
участком, то теперь этот порог снижен до 10%.
Широко известно, какие мизерные права,
например, в акционерном обществе
предоставляет владельцу пакет акций до 25%
включительно. Между тем по общему правилу,
установленному «Законом об инвестициях»,
приобретение права распоряжаться 10% и более
голосов в компании — пользователе участка
федерального значения формулируется как
приобретение контроля...
Во-вторых, ряд положений новых законов
создает потенциальные риски, с которыми
здравомыслящий участник рынка не может не
считаться. Возьмем, к примеру, положение «Нового
закона о недрах», согласно которому
федеральным признается участок, при
пользовании которым необходимо «использование
земельных участков из состава земель
обороны и безопасности».
Получается, недропользователи не
гарантированы от того, чтобы в один
прекрасный день не стать обладателями
федерального участка, независимо от того,
какие запасы или ископаемые в пределах
такого участка локализованы. Это может
произойти, если рядом с участком будет
установлен, к примеру, радар ПВО, что потребует
пересмотра категории примыкающих к нему
территорий...
Два других положения «Нового закона о
недрах», по сути, узаконивают возможность
присвоения государством выгод, на которые
рассчитывает недропользователь, беря на
себя геологические риски. Так, при
возникновении угрозы обороне и
безопасности государства
недропользователь с участием иностранного
инвестора может по решению правительства
быть лишен права пользования недрами.
Причем это может произойти именно после
того, как будет открыто месторождение с
существенными запасами.
Согласно «Новому закону о недрах», в таких
случаях государство выплачивает
недропользователю компенсацию,
складывающуюся из суммы разового платежа,
расходов на поиск и оценку открытого месторождения
и некоего вознаграждения. Порядок
компенсации устанавливается
Правительством РФ, и проект
соответствующего постановления с очень
длинным названием уже обсуждается в МПР.
Согласно этому проекту вознаграждение — не
что иное, как надбавка за риск — составляет
от 596 до 1596 вышеупомянутых расходов.
В проекте постановления описывается
также альтернативный метод компенсации.
Однако ни тот, ни другой, на наш взгляд, не
соответствует конституционному принципу «равноценного
возмещения» (статья 35 Конституции РФ),
понимаемого как справедливая и соразмерная
компенсация, обеспечивающая баланс
публичных и частных интересов. На наш
взгляд, такая компенсация должна
основываться или как минимум учитывать
рыночную стоимость отчуждаемых у компании
прав.
К примеру, сегодня компания, владеющая
правами на разработку месторождения с
извлекаемыми запасами нефти в 70 млн тонн (нижняя
граница запасов нефти по федеральным
участкам) может по самым скромным подсчетам
стоить $1 млрд. Предположим, расходы такой
компании на выплату разового платежа и
геологическое изучение составили $300 млн.
По логике проекта постановления правительства,
такая компания в случае прекращения прав
пользования недрами может рассчитывать на
компенсацию, не превышающую $360 млн.
Нисколько не претендуя на точность
подсчетов, мы в данном примере стремились
подчеркнуть необходимость сопоставления
размера расходов и рыночной цены актива,
которая в реальности может на порядок
превышать расходы инвестора. Такова премия
за риск, который берет на себя инвестор. И из
этого, как кажется, должна исходить «равноценная»
компенсация.