Журнал "Форбс" опубликовал рейтинг наиболее привлекательных городов.В списке 85 городов. Это только те, где живет не менее 200 тысяч человек. "Форбс" учитывал: несут ли сюда деньги инвесторы, есть ли льготы для бизнеса, как обстоят дела с преступностью и образованием, есть ли возможность быстро добраться до Москвы. Кстати, столица и Петербург были исключены. Так что список передовиков, по версии "Форбс": Краснодар, Калининград и Казань.
Заманиванию толстосумов-инвесторов в
Краснодар (да и другие города, но Сочи пока -
на 11-м месте) глава края Александр Ткачев
посвятил все семь лет работы на посту
губернатора. "Мы стараемся, чтобы
предприниматели получали пакет документов
для бизнес-проекта и не бегали по
инстанциям, - говорит он. - Это главная
особенность".
С одной проблемой губернатору пока
справиться не удалось - пробки в Краснодаре
не хуже, чем в Москве.
Второе место Калининграда вызвало у
некоторых местных бизнесменов удивление.
Они считают оторванность города от
остальной России недостатком. "Невозможно
расширить рынок сбыта", - сетует
производитель строительных смесей
Анатолий Ковалев.
Однако обособленность региона позволила
ряд изъянов превратить в плюсы. "В
Калининграде предприятия растут, не
опасаясь конкуренции извне, - считает
кандидат экономических наук Алексей
Матвеев. - А потом выходят на российский
рынок".
Преимущество "серебряного призера"
списка - Казани - сильная банковская
система. И по обеспеченности торговыми
площадями город опережает даже Москву.
Среди достижений - реформа в организации
общественного транспорта: маршруты
автобусов изменены в зависимости от
пассажиропотока.
- Для создания нашего центра операционной
поддержки клиентов изначально мы
рассматривали 12 городов, но в итоге
остановили выбор на Казани, - говорит вице-президент
ДжиИ Мани Банка Екатерина Тутон. - Это
регион с развитой инфраструктурой, с
широким выбором площадей для аренды, с
большим количеством квалифицированных
кадров. Казань находится относительно
недалеко от столицы, есть регулярное
авиасообщение с Москвой, Санкт-Петербургом
и зарубежьем.
Главные недостатки столицы Татарстана -
высокие тарифы на подключение
электроэнергии и дефицит офисов класса А.
Но если все передовики заманивают бизнес
по-разному, то отстающие "несчастны"
одинаково. Бийск - один из замыкающих список
"Форбса". После него только Курган. Но
ситуация в Бийске для депрессивных городов
очень характерная. Крупнейшие предприятия
города -оборонные заводы.
Бийск не раз пытался "переквалифицироваться".
Некоторое время назад здесь даже начинали
делать автомобили - собирали китайские
джипы "Адмирал" (копия "Тойоты-Серф").
Но "Адмирал" стоил дорого - 600 тысяч
рублей. И оказалось, китайцы, копируя "Тойоту",
делали ее под себя в прямом смысле - в "Адмирале"
россиянину было тесно.
Попытки создать новые производства
затухают быстро.
- Четвертый год бьемся, пытаясь создать
мусороперерабатывающий завод, - говорит
Борис Антонов. - Ежегодно на свалках Бийска
прибавляется по 200 тысяч тонн отходов. Мы
дали бы городу 400 рабочих мест. У нас есть
деньги, земля, помещения, проект. Нам нужно
только согласие властей. Но мы не можем
его добиться.