Сегодня только каждый шестой житель нашей страны против каждого второго жителя Европы имеет собственный автомобиль. Но отечественный рынок автокредитования растет сумасшедшими темпами. Если их удастся сохранить в течение нескольких лет, то мы можем вплотную приблизиться к европейским стандартам. Это реально, потому что рынок растет не только в количественном, но и в качественном аспекте.
Итак, если в 2002 году доля автомобилей
купленных в кредит, составляла скромные 7%,
то в 2007 году этот показатель вырос до 45%.
По данным исследования, проведенного
компанией Observateur Cetelem в сентябре 2007 г., наш
автомобильный рынок в 2007 г. показал самый
существенный рост среди всех европейских
стран. В России было приобретено 2 300 000
автомобилей, что на 34% больше, чем годом
ранее. При этом идущая на втором месте
Польша отстает от лидера почти на 10%.
Очевидно, что добиться подобного
результата без активного развития автокредитования
было бы невозможно.
"В среднесрочной перспективе темпы
роста автокредитования сохранятся,-
прогнозирует коммерческий директор
российского подразделения Cetelem Николай
Звегинцов. - В пользу этого предположения
говорит строительство новых заводов и
сборочных линий иностранных
производителей на территории России, а
также продолжающийся рост доходов и уровня
жизни населения".
Кроме того, люди начинают понимать, что
благодаря кредиту они могут купить
автомобиль "здесь и сейчас", не
откладывая деньги на него в течение
нескольких лет и теряя при этом сбережения
из-за инфляции.
Для удобства покупателей продумано все:
не выходя из автосалона, можно оформить
кредит, застраховать покупку, получить
консультацию в автосервисе. Некоторые мои
знакомые, заглянув в автосалон просто из
любопытства, неожиданно для себя стали
автовладельцами.
Весьма выгодные условия кредитования
достигаются банкирами за счет долгосрочных
партнерских отношений с официальными
дилерами.
"Преимущество сотрудничества банков и
дилеров для заемщика заключается в низкой
плате по кредиту, - рассказывает
замначальника департамента маркетинга и
банковских продуктов Русского Банка
Развития Сергей Сергеев. - Ведь именно такие
"союзы" предлагают рассрочку или
программы с минимальными ставками.
Благодаря такому "тандему", заемщик в
дальнейшем может рефинансировать свой автокредит,
реализовав старый автомобиль у данного
дилера и выбрав у него же новый под кредит
банка-партнера. Кроме того, банки, имеющие
своих представителей в автосалонах,
предлагают заемщикам оформление сделки на
месте - это удобнее, чем мотаться из банка в
салон и обратно в процессе оформления
сделки".
Магазинам выгодно сотрудничать с банками,
а банкам - с магазинами. Для дилеров
сотрудничество с банками означает рост
количества продаваемых автомобилей: им
важно увеличивать скорость оборота активов,
как можно быстрее продавать имеющиеся в
наличии автомобили.
"Благодаря кредиту клиент может
быстрее купить автомобиль, в чем
заинтересованы дилерские центры. Таким
образом, все три стороны: банки, клиенты,
дилеры - выигрывают от такого партнерства",
- пояснил Николай Звегинцов.
Получение автокредита сегодня - не
более хлопотная процедура, чем
приобретение в кредит холодильника или
мобильника. Для оформления ссуды
достаточно лишь паспорта, водительских
прав и справки о доходах.
Банки предлагают сегодня все новые формы
кредитования, например, экспресс-автокредит.
С его помощью приобрести "железного коня"
можно без копейки в кармане, то есть без
нулевого взноса и даже без оплаты на месте
обязательного страхования.
"Экспресс-кредиты обычно являются
дорогим продуктом, но подкупают высокой
скоростью принятия банком решения (как
правило, не больше часа) и оформления всей
сделки (1-3 часа), - открыл секрет Сергей
Сергеев. - По сути, заемщик приходит в салон
и через пару часов уезжает на своем новом
автомобиле. Кроме того, обычно оценка
платежеспособности в экспрессах более
лояльна, чем в классическом кредитовании.
За это заемщик и платит больше".
Больше - это еще мягко сказано. К примеру,
"Русский стандарт" предлагает
кредитный продукт "Автоспринт" со
ставкой 49,9% годовых.
Переплачивать лишнее, понятно, никто не
хочет. Любой потенциальный заемщик
настроен на дешевый кредит. А самыми
дешевыми сегодня, как утверждают
специалисты, являются кредиты от банков,
аффилированных с автопроизводителями. Жаль
только, что их в России пока мало - по
пальцам одной руки можно сосчитать.
Среди международных автопроизводителей
концерн Toyota первым открыл свой банк в
России. "Основные цели ЗАО "Тойота Банк"
- поддержание продаж автомобилей Toyota и Lexus, -
рассказывает пресс-секретарь Тойота-Банка
Ирина Белкова. - Мы ориентируемся на средне-
и долгосрочную перспективу, особенно в
России, которая является одним из ключевых
рынков, и где мы можем достичь своих целей,
только открыв собственный банк".
Вслед за Тойота-Банком начали свою работу
в России ДаймлерКрайслер-банк Рус, который
потом преобразовался в Мерседес-банк, Рено-банк,
Дженерал Моторс Банк и БМВ-банк.
Словом, российская банковская система
предлагает сегодня широкий ассортимент
кредитов на покупку автомобиля. Поэтому
наши соотечественники в последнее время на
автомобили не скупятся, предпочитают
приобретать в кредит машины все более
высокого класса. Средняя цена "кредитного"
авто сегодня составляет порядка 415-500 тысяч
рублей.
Для поиска статьи используйте слова: продолжающийся рост доходов населения, партнерские отношения с официальными дилерами, возможность рефинансировать автокредит, аффилированные с автопроизводителями банки.