Как и многие финансовые операции, лизинг был порожден на Западе. В 50-х годах прошлого века в США стали стремительно развиваться железнодорожные компании. Огромная конкуренция на этом рынке означала одно - слабые и неподготовленные, с малым количеством вагонов и локомотивов будут вытеснены с рынка более сильными уже в недалеком будущем. И, следовательно, позаботиться о будущем своего бизнеса стоило уже на тот момент.
Однако
достаточных средств, чтобы выкупить в
собственность дорогостоящую технику, не
было практически ни у кого. Банки? Те не
могли себе позволить кредитовать компании,
зная о высоких рисках железнодорожных
перевозчиков.
Выход нашелся в виде изобретения лизинга
примерно в том виде, который мы знаем. Ряд
финансовых структур, прознав про трудности
компаний, предложили им некое подобие
золотой середины: поезда покупают эти самые
инвестиционные банки, а компании у них их
арендуют, одновременно выплачивая часть их
стоимости. Таким образом локомотивы
постепенно переходят в собственность
компаний. Вот и получается, что загадочное
слово "лизинг" на деле - долгосрочная
аренда с правом выкупа.
В нашу страну лизинг пришел лет на 20 позже.
Однако пользоваться этой операцией
позволялось лишь избранным. И только
внешнеэкономическим торговым организациям,
которые посредством лизинга покупали
оборудование у западных стран.
Для всех остальных эпоха долгосрочной
аренды с правом выкупа была открыта вместе
с развалом СССР и переходом к рыночной
экономике. И началось"
Арендовать можно даже корову
Уже к концу 2001 года было выдано почти 3
тысячи лицензий на ведение лизинговой
деятельности. Бизнесмены быстро поняли
преимущество лизинга и охотно набирали в
аренду главным образом технику. Сегодня
малый и средний бизнес признается: только
лизинг помог им выжить в трудные 90-е.
При этом список предметов аренды
расширялся едва ли не каждый месяц.
Постепенно предметом лизинга стала и аренда производственной недвижимости в Москве, и самолеты, и крупнотоннажные корабли. Сегодня иные
лизинговые компании преспокойно
обслуживают фермеров, выдавая им в лизинг"
овец и коров.
Изменилась и форма отношений.
Если раньше предприниматель мог взять в
лизинг преимущественно только то, чем
располагала лизинговая компания, то
сегодня последняя работает, что называется,
под заказ.
По оценкам экспертов, объем этого рынка
сегодня составляет порядка 12 миллиардов
долларов. И это "ягодки" - по всем
расчетам выходит, что эта цифра через пару
лет с легкостью возрастет вдвое. Что не
может не радовать: возрастающий в
геометрической прогрессии интерес бизнеса
к средствам производства в конечном итоге
обернется новыми рабочими местами,
модернизацией устаревшего и экономическим
ростом.
Цена вопроса
Естественно, лизинговые компании
работают не за спасибо. Все они -
коммерческие структуры, конечная цель
которых одна: извлечение прибыли. А поэтому
и существуют процентные ставки за
пользование арендованным оборудованием/техникой.
В зависимости от региона, предмета и
долгосрочности аренды это от 5 до 15
процентов годовых. Правда, участники рынка
все время уменьшают ставки: сказывается
конкуренция компаний. По некоторым оценкам,
до конца года стоит ожидать понижения
ставок в среднем на 1%.
И, наконец, еще об одном преимуществе
лизинга - по закону лизинговые платежи
относятся на себестоимость, то есть
предприниматель, оформивший лизинговую
сделку, попросту освобождается от налога на
прибыль.
КСТАТИ
Что можно приобрести в лизинг
Легковые и грузовые автомобили
Прицепы и полуприцепы
Автобусы
Иную спецтехнику
Башенные, мостовые, козловые краны, а
также автокраны
Холодильное оборудование
Производственное оборудование
Полиграфическое оборудование
Дорожно-строительную технику
Энергетическое оборудование
Станки и линии для производства продукции
Деревообрабатывающее оборудование
Самолеты
Сельскохозяйственное оборудование и
технику
Породистых домашних животных
Для поиска статьи используйте слова: долгосрочная аренда с правом выкупа, процентные ставки за пользование арендованным оборудованием, лизинговые платежи относятся на себестоимость.