Страница: 1/2
В начале нового политического цикла Минэкономразвития России озвучило планы работы на текущий год. Бизнес сможет координировать свои стратегические планы с прогнозами МЭР и рассчитывать на поддержку требований о снижении НДС.
Большинство государевых ведомств,
представляющих планы работы, вначале
определяют свою миссию. Не стало
исключением и МЭР, его главная цель
заключается "в повышении
конкурентоспособности российской
экономики как основы для экономического
роста и повышения качества жизни населения".
Такая формулировка миссии нашего
главного экономического ведомства, к
сожалению, является спорной.
Конкурентоспособность, безусловно, имеет
очень большое значение, но это всего лишь
одно из качеств экономики. А она, как
известно, обладает рядом характеристик,
которые можно выразить конкретными
показателями.
Более удачным представляется
формулировка главной цели, данная
академиком РАН Абэлом Аганбегяном,
сделанная на основе анализа нынешней
ситуации и высказываний руководства страны.
Ее суть заключается в следующем: войти в
состав пяти ведущих стран по размеру
отечественной экономики, качественно
изменив характер экономического роста,
сориентировав его на инновационный путь
развития.
Формулировка миссии, сделанная МЭР,
приводит к определенной
последовательности приоритетов, при
которой на первое место выходит создание
системы стратегического управления (ССУ).
Лицом к лицу прогноз не увидать
Система
стратегического управления, по оценке МЭР,
должна обеспечить решение ряда задач.
ЗАДАЧИ ССУ:
- формирование долгосрочных приоритетов
деятельности государства в области
социально-экономического развития;
- развертывание долгосрочных решений (со
сроком реализации 7 и более лет) в комплекс
средне- и краткосрочных задач,
согласованных между собой;
- балансировка планируемых действий,
требующих значительных организационных и
ресурсных затрат (проекты в энергетике,
транспорте, демографии, национальной
безопасности, в сфере развития
человеческого потенциала);
- ориентированность субъектов Федерации и
муниципальных образований на деятельность
в соответствии с поставленными
долгосрочными целями.
Для формирования системы стратегического
управления МЭР намерено завершить
подготовку Концепции долгосрочного
развития России до 2020 г. Чтобы она реально
заработала, будет создана система
развертывания ее положений в оперативные и
тактические управленческие документы, в
первую очередь в Среднесрочный прогноз
социально-экономического развития на 2009-2011
гг.
Одновременно МЭР планирует проводить
специальные мониторинговые обследования в
основных отраслях экономики с целью
определения соответствия тенденций их
развития положениям долгосрочной
Концепции.
Для бизнеса создание четкой системы
стратегического управления страной будет
означать возможность выстраивания своих
стратегий с учетом долгосрочных планов
государства. Так что можно только
приветствовать намерения
Минэкономразвития. Тем более что оно уже
разработало соответствующий законопроект,
который будет регулировать весь этот
процесс, включая формы докладов о
результатах и основных направлениях
деятельности Правительства, госведомств и
регионов.
Отметим, что здесь целесообразно
использовать идею разработчиков
Энергетической стратегии о применении
сценарноситуационной модели. Подобный
подход предполагает на первоначальном
этапе формирование сценарных вариантов
развития экономики и создание дерева целей,
которые направлены на достижение этих
сценарных параметров. А затем проводится
корректировка сценарных вариантов и
показателей дерева целей на основе анализа
результатов ежегодного мониторинга.
Сам процесс стратегического управления
становится более гибким и начинает
учитывать изменения, которые постоянно
происходят в реальной экономической жизни (более
подробно см. "ЭЖ" N 11 за 2008г., стр. 4).
Скромные показатели
Другим приоритетом МЭР станет переход
российской экономики на инновационный путь
развития и меры стимулирования развития
высокотехнологичных отраслей.
Пока, несмотря на высокие общие темпы
экономического роста, добиться перелома в
динамике его качественных показателей не
удалось, и на ближайшие годы Правительство
вынуждено ставить достаточно скромные
задачи.
Доля инновационной продукции в общем
объеме промышленной продукции повысится,
согласно прогнозам МЭР, с 5, 6% в нынешнем
году до 6, 3% в 2010 г. А расходы на исследования
и разработки увеличатся за этот же период с
1, 05 до 1, 3% от ВВП.
Ведомство Эльвиры Набиуллиной собирается
приложить максимальные усилия, чтобы в
текущем году заработали в полную силу
государственные институты развития,
предназначенные для стимулирования
приоритетных отраслей экономики.
ПЛАНЫ РВК
В 2008 г. в рамках деятельности Российской
венчурной компании (РВК) планируется
провести 2-й и 3-й конкурсные отборы
венчурных фондов. На приобретение паев
планируется направить до 12 млрд руб. В итоге
финансовую поддержку на стадии "стартап"
в течение следующих нескольких лет получат
свыше 300 инновационных проектов в
высокотехнологичных сферах, в том числе в
сфере биотехнологий, нанотехнологий,
информационно-телекоммуникационных систем,
авиационных и космических систем,
энергетики и энергосбережения. Кроме того,
запланировано проведение конкурса по
созданию фонда "посевного"
финансирования на ранней стадии.
Отрадно, что МЭР собирается
активизировать работу РВК, но было бы еще
лучше, если бы в числе плановых показателей
на 2008 г. оказались параметры работы тех
венчурных фондов, конкурсный отбор по
которым уже прошел в прошлом году. Ведь
деньги из федерального бюджета истрачены
немалые, необходимо показывать пусть
промежуточные, но конкретные результаты.
Еще большую сумму министерство намерено
израсходовать на развитие особых
экономических зон (ОЭЗ).
ПЕРСПЕКТИВЫ ОЭЗ
В 2008 г. министерство планирует обеспечить:
- строительство объектов инфраструктуры в
ОЭЗ на сумму более 17 млрд руб., в том числе
строительство административно-деловых
центров, инновационной инфраструктуры,
внешней транспортной инфраструктуры,
внутренней транспортной инфраструктуры,
инженерных сетей, центров инноваций и
технологий, таможенной инфраструктуры и др.;