Некрупные, если так можно выразиться, предприниматели любят жаловаться на то, что при существующих налогах выжить практически невозможно. На самом деле преференции у малого и среднего бизнеса уже есть. Но только пользуется ими, как ни парадоксально, "крупняк" - просто "дробит" свой бизнес на мелкие части и уходит от уплаты налогов. Минфин подготовил законопроект, который должен положить такой практике конец.
Маленьких, как известно, обижать нельзя.
Поэтому нынешнее законодательство
предусматривает для малого и среднего
бизнеса преференции. В частности, речь идет
о так называемых специальных налоговых
режимах (это и система единого налога на
вмененный доход, и единый сельхозналог).
Проще говоря, все это позволяет упростить и
сделать менее затратной схему платежей в
бюджет. Ведь несколько налогов заменяет
один.
Неудивительно поэтому, что число желающих
воспользоваться спецрежимами за 2002-2007 годы
выросло в 1,8 раза, как свидетельствуют
данные Минфина. В прошлом году уже 3,7 млн
налогоплательщиков применяли специальные
режимы. Все бы было хорошо, если бы
упрощенной системой пользовались именно
мелкие предприниматели. Но все не так
просто. На практике в категорию малого и
среднего бизнеса устремился "крупняк",
который не перестал быть таким по сути, но
изменил свою форму.
Каким образом? В Налоговом кодексе
предусмотрены ограничения для применения
упрощенной системы налогообложения. В
частности, использовать ее может только
организация, которая не имеет филиалов и
представительств. Численность ее не должна
составлять более 100 человек, а остаточная
стоимость основных средств и
нематериальных активов - не более 100 миллионов
рублей. Не могут применять спецрежим,
например, банки, страховщики, ломбарды, а
также организации, в которых доля участия
других организаций составляет более 25%.
Но в любом заборе, даже если речь идет о
спецрежимах, существует дыра, через которую
легко пролезть всем, кто прав на это не
имеет. Крупные компании просто начали "дробиться",
чтобы соответствовать указанным в НК
критериям. Налоговые органы регулярно
выявляли факты искусственного разделения
крупных компаний для минимизации
налогообложения.
Более того, крупные компании на
специальные налоговые режимы переходили
спокойно, а малый и средний бизнес, для
которого они и предназначены, сталкивались
с массой сложностей из-за необходимости
вести бухгалтерский учет. В Минфине
неоднократно признавали, что положение
нужно менять. И сейчас ведомство
подготовило необходимые поправки в НК.
Законопроект предлагает дополнить
перечень ограничений и определять и
численность, и доход, и стоимость активов и
основных средств совокупно по всем тем
организациям, по которым совпадают
учредители и род бизнеса. Если у двух и
более компаний, которые занимаются одним
видом деятельности, совпадают учредители,
то все ограничения, существующие в НК,
определяются с учетом всех организаций.
Эксперты считают, что нововведения нужны,
но главное, как это часто бывает, не
упустить нюансы.
"Планируемые изменения теоретически
могут работать, хотя и обременяют
налогоплательщиков "добыванием"
дополнительной информации, - говорит
ведущий консультант отдела консалтинга
компании "ФинЭкспертиза" Елена
Корнетова. - Правда, в НК в этом случае
логично включить еще и положения о том, как
следует подтвердить эту информацию, какими
документами. Хочется думать, что авторы
законопроекта об этом не забыли".
Если же этот момент упустили, уверена
Корнетова, то остается непонятным, каким
образом компании, которые понятия не имеют
о том, что их учредители параллельно
создали другую компанию (не путем
реорганизации), должны узнать о
существовании друг друга.
"Крупный бизнес не сможет прикинуться малым", 15.05.08
Источник: Газета «Известия»