По данным Минэкономразвития, на сегодняшний день в России действует 1 миллион 133 тысячи небольших предприятий. В год в стране регистрируется около 50 тысяч мини-компаний. Но, вероятно, никто не будет спорить, что эти цифры "живые". За их динамикой порой не успевают следить ни чиновники, ни объединения самих же предпринимателей. "Маленькие" растут как грибы и так же стремительно исчезают под "ножом" конкуренции или того же государства. Для укрепления опоры экономики - а именно так принято называть малый и средний бизнес - экспертами Минэкономразвития был разработан новый комплексный план развития.
Интересно, что с тех самых времен, когда
предпринимательство перестало быть
уголовно наказуемым (с 1987 года в СССР
формально заработал закон "Об
индивидуальной трудовой деятельности",
столичный закон о свободе торговли - с 1992-го),
проблемы "маленьких" не изменились.
Поменялись лишь масштабы "бедствия".
Трудности по-прежнему начинаются на этапе
регистрации предприятия и продолжаются
вместе с поиском денежных средств на
дальнейшее развитие своего дела. При этом
власти никак не могут решить, что же делать
с налогами для малого бизнеса, зато
четко знают, как за них спросить. Со
всевозможными проверками "маленьких"
ситуация и вовсе доходит до абсурда -
контролеры всех мастей, как и в 90-е годы,
штурмуют "баррикады" предпринимателей,
когда сами считают это нужным.
- Важнейшим прорывом в развитии
конкуренции и предпринимательства, мы
считаем, станет реализация разработанного
министерством нового комплексного плана
развития малого бизнеса, - заявила, выступая
на недавнем заседании правительства, глава
Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. "Речь
идет "О плане мероприятий по достижению
количественных и качественных показателей,
установленных на 2008 год для Министерства
экономического развития и торговли
Российской Федерации", - пояснила министр.
По словам главы Минэкономразвития, ее
ведомство уже сейчас готово не только что-то
предложить, но и просчитать "стоимость
основных мероприятий и их
макроэкономический эффект".
При этом специалисты Минэкономразвития
разработали свой собственный рейтинг
препятствий для развития бизнеса. По их
мнению, начать смело можно с доступа к земле
и инфраструктуре (о сложных перипетиях в
"земельных отношениях" можно писать
целые книги). На втором месте - как и
положено - дороги и необеспеченность
энергоресурсами (это они не о цене на них, а
о банальном отсутствии в некоторых
регионах). "Бронза" у нехватки
квалифицированных кадров (ни для кого не
секрет, что, как и в 90-е, бизнесом порой идут
заниматься отнюдь не специально обученные
этому делу люди). Замыкают "хит-парад"
"любимые" всеми предпринимателями
бюрократические препоны. Кстати, рецепт для
последней беды Эльвира Набиуллина выписала
сразу и безоговорочно: "Нужно отменить
целый ряд искусственных препятствий и
механизмов контроля, а остающимся придать
абсолютно прозрачный и предсказуемый
характер". Вероятно, не один
предприниматель, читавший доклад министра,
тут же поблагодарил ее за это.
С остальным - сложнее. Во-первых,
Минэкономразвития занимается разработкой
новых нормативно-правовых актов и поправок
в уже существующие законы. А это явно
потребует времени. Во-вторых, отныне будут
вестись постоянные мониторинги торговли и
потребительского поведения малых и средних
предприятий, инновационной активности в
экономике (последний - вместе с Минобрнауки
России).
Однако пока идут бумажная работа и
различного рода исследования, министерство
предлагает заняться совершенствованием налогообложения
бизнесменов. К примеру, унифицировать и
установить ставку НДС на уровне 12-13% с
одновременным повышением размеров ставок
акцизов. А также увеличить в 1,5 раза суммы
затрат на НИОКР учитываемых при исчислении налога
на прибыль, в случае если НИОКР привели к
положительному результату. Плюс МЭР??? при
взимании того же налога на прибыль
советует чиновникам обратить внимание на
затраты предприятия на высшее и
профессиональное образование сотрудников
и освобождать эти затраты от ЕСН и НДФЛ (от
них же должно освобождаться и
софинансирование уплаты процентов по
ипотечным кредитам сотрудников). А в целом,
как подчеркнула Эльвира Набиуллина, усилия
Минэкономразвития будут также направлены и
на то, чтобы круг субъектов
предпринимательства, которые могут
воспользоваться специальными налоговыми
режимами, расширился.
Нетрудно догадаться, кому будет отдано
предпочтение. Ведь сам "Комплекс"
состоит из 50 самостоятельных мероприятий и
разделен на два основных раздела: "общие
вопросы регулирования предпринимательской
деятельности малых предприятий" и "меры,
направленные на обеспечение ускоренного
роста малых предприятий, занятых в
приоритетных сферах экономической
деятельности". А это, как известно,
инновации и производство.
В общем, чем бы ни решили заниматься
граждане, на первых порах им не обойтись без
помощи государства. И дело тут не только в
федеральных законах. По мнению Набиуллиной,
необходимо стимулировать муниципальные и
региональные власти на то, чтобы они
целевым образом выделяли земельные участки
под строительство помещений эконом-класса
для малых предприятий, бизнес-инкубаторов и
технопарков. Впрочем, для этого нужно как
минимум обеспечить подключение к электро- и
газовым сетям и т.д. А в этом случае, по
словам министра, не обойтись без "внедрения
принципов публичности деятельности
субъектов естественных и локальных
монополий".
Шестоперова Юлия, "Вливания Без Влияния", 19.05.08
Источник: Газета «Московский комсомолец»