Так оценили эксперты инновационный сценарий развития экономики.
Смена модели экономического устройства России - от сырьевой к инновационной - предполагает создание новой среды обитания, в которой комфортно бизнесу, где уютно чувствует себя капитал и есть стимул инноваций.
Этими словами задала вчера тон дискуссии
на "круглом столе", посвященном
концепции социально-экономического
развития страны до 2010 года, статс-секретарь
- заместитель министра экономического
развития и торговли Анна Попова.
Напомним: две недели назад это ведомство
разослало проект концепции на согласование
всем министерствам, в том числе известным
российским институтам и отдельным
экономистам, с тем чтобы до 1 апреля
получить замечания и дополнения, и уже на их
основе сформулировать план конкретных
действий. А именно - дать ответ на вопрос,
как будет реализовываться почти что
футурологический сценарий перерождения
одной экономики в другую. И в какие суммы
обойдется это государству и бизнесу.
По общему мнению участников "круглого
стола", собравшего видных российских
экономистов, "концепция - реалистичная,
но труднодостижимая. И задача в том, чтобы
сделать ее реально достижимой".
"Если не ставить высокую планку, то не
будет высокого напряжения", - заметил
научный руководитель Высшей школы
экономики Евгений Ясин, добавив при этом,
что он высоко оценивает этот документ и его
направленность - инновационное развитие.
- Альтернативы этому нет, - резюмировал
маэстро. Правда, то, что уже к 2020 году Россия
управится с этой задачей, Ясин не совсем
уверен. По его словам, переход к
инновационной экономике - это долгое
созревание всех институтов развития,
корпоративных отношений. А ключевые
проблемы новой экономики лежат в области
дальнейшего институционального
строительства и больших инвестиций, прежде
всего от государства. Евгений Ясин считает,
что необходимо в разы повышать заработную
плату бюджетникам, сокращая разрыв с
коммерческим сектором. Также подумать о
пенсионерах, передав Пенсионному фонду
часть средств фонда народного
благосостояния. И о доступном жилье не
забывать, особенно для молодых семей,
которые смогли бы воспользоваться
ипотечными схемами не к старости, а уже
сейчас.
- На поддержку ипотечных программ
государству надо найти не менее 10
миллиардов долларов, - уверен Ясин. При этом
авторитетный экономист категорически
возражает против того, что надо вновь "трясти"
нынешнюю налоговую систему, в частности,
снижать налог на добавленную стоимость до
12-13 процентов: "Единый социальный налог
уже снижали, рассчитывали, что зарплата
выйдет из тени. Но она не вышла".
Его коллега, президент Института
энергетики и финансов Леонид Григорьев,
высказывался еще более категорично. Много
вопросов, в частности, у него вызвала
реалистичность воплощения долгосрочной
концепции.
- Если сегодня финансовый сектор выводит
10-12 процентов ВВП за границу и при этом в
концепции ставится задача сделать Россию
финансовым центром, то одновременно такое
невозможно, - сказал Григорьев. Кроме того,
проблема реалистичности концепции состоит
еще и в том, что государственные инвестиции
в реализацию новой инновационной модели
экономики могут составить не более 4-5
процентов ВВП. Остальное должен сделать
бизнес. И поэтому успех-неуспех документа,
по мнению Григорьева, зависит от того,
насколько быстро государство сумеет
создать в России новый деловой
инвестиционный климат для бизнеса.
- И не столько для крупного бизнеса,
который изначально обречен на
взаимодействие с государством, сколько для
среднего и малого, - поддержал собеседника
заместитель генерального директора
Межведомственного аналитического центра
Юрий Симачев. По его словам, государству
сегодня надо "буквально завоевывать
средний и малый бизнес", доказывая, что
оно - его надежный партнер. В итоге
участники дискуссии пришли к выводу, что
проведение инновационной политики - это
вызов государства, по сути, самому себе. Как
сказал проректор Высшей школы экономики,
директор Института анализа предприятий и
рынков Андрей Яковлев, цифры, ориентиры,
обещанное счастье - это хорошо. Но где
гарантии, что, к примеру, в 2015 году к
сегодняшним собственникам не придет "чужой
дядя" и не отнимет собственность. К тому
же примерно в этот период 2015-2017 годов в
России начнется почти массовая смена
собственников. Ведь большинству из них к
тому времени будет уже под 70-80 лет. И они
будут вынуждены передавать свой бизнес. И
не факт, что наследникам. Либо - продавать
иностранцам, либо - "распылять" пакеты
акций на фондовом рынке. Между тем
прогнозов относительно таких вариантов по
"переделу собственности" в концепции
нет. О том, что защита прав собственности
сегодня наиболее сложная и
институциональная проблема, а в
инновационной экономике она еще более
обострится, согласились все участники "круглого
стола". Однако представитель
минэкономразвития Анна Попова на это
заметила, что сегодняшнее корпоративное
законодательство в целом реальный тормоз
для внедрения инновационной экономики. И
этот тормоз государство намерено убирать.
Еще одной, пожалуй, более серьезной
угрозой для воплощения концепции в жизнь,
по мнению собравшихся, станет коррупция.
Отвечая на вопрос журналистов, не стоит ли в
связи с этим учесть в концепции особо эту
угрозу и прописать пути ее устранения,
замминистра заметила, что такие механизмы
противодействия уже созданы. По ее словам,
во-первых, это создание административных
регламентов, в которых четко указываются
права и ответственность чиновников,
оказывающих государственные услуги.
Что касается судебной системы, особенно
касающейся разбирательств корпоративных
конфликтов, то, по мнению Поповой, борьба с
коррупцией в этой сфере требует
материальных ресурсов. К примеру, введение
повсеместной видео- и аудиозаписи на
судебных заседаниях. В ответ на это
директор Института анализа предприятий и
рынков Андрей Яковлев довольно едко
заметил, что видеокамеры и диктофоны - это,
конечно, хорошо в борьбе с коррупцией, но
проще простого все-таки это когда в
обществе граждане декларируют свои доходы,
а государство следит за их видимыми
расходами: "Вот это была бы самая дешевая
мера на фоне всех других".