Создание оригинального продукта — дело долгое и трудоемкое. Но зачем изобретать бизнес-велосипед, если можно просто воспользоваться уже готовой разработкой? До сих пор значение слова «франшиза» в России было хорошо известно владельцам ресторанов, пекарен, пивоварен и глянцевых журналов. Сегодня его учат на рынке образования.
«Молодые инициативные бизнесмены из
Иркутска решили открыть частную школу и
взять для этого у нас франшизу, —
рассказывает Анна Кавун, директор
управляющей компании «Ломоносовская школа».
— Мы провели несколько встреч, и в итоге нам
сказали: мы даже не думали, что все так
сложно. Мы ведь читали про франшизу — все
легко и просто: договор составили, план
передали, а здесь контроль, тотальный…».
Подобная точка зрения на франшизу – не
редкость даже в бизнес-среде. Что уж
говорить о сфере образования, где франшиза
пока еще не столь распространена?
О чем говорим?
Франчайзинг — система, при которой одна
компания предоставляет другой право
действовать на рынке от ее имени и часто под
ее брендом, иными словами — возможность
скопировать успешную модель, разработанную
одной организацией, в другую. Не так давно
этот способ сотрудничества стали
практиковать и учебные заведения. Но с
оговорками — у франчайзинга в образовании
есть свои особенности.
Стать продавцом франшизы компания может,
когда уже есть некое сформировавшееся дело
— известный бренд, слаженная
управленческая команда… «Должны быть
отработаны технологии достижения
результата, прописаны все процессы,
стандарты, требования к качеству продукта,
система управления. Только тогда можно
рассматривать вопрос тиражирования
бизнеса через франшизу», — считает Любовь
Духанина, член Общественной палаты РФ и
руководитель рабочей группы «Одаренное
поколение» Комиссии по вопросам
интеллектуального потенциала нации,
президент Образовательного холдинга «Наследник».
По словам Духаниной, в сфере образования
франшизой может стать как система
правильно выстроенных коллективных
тренингов, прививающих ребенку, например,
коммуникативные навыки или навыки
командообразования, так и профиль ученика
при окончании школы (определенный уровень
знаний и навыков, которыми должен обладать
выпускник, и способы его достижения).
Договор дороже денег
Компания–покупатель образовательной
франшизы должна соответствовать
требованиям, которые можно условно
разделить на две группы. В первую входят те
требования, которые государство
предъявляет ко всем образовательным
учреждениям. Например, наличие лицензии на
образовательную деятельность. Ко вторым
относятся те, что выдвигает держатель
франшизы — они могут быть связаны со
спецификой учебного процесса, техническим
оснащением школы и т.д. Например, если
приобретается образовательная программа
по иностранному языку с особым акцентом на
развитие коммуникативных навыков,
дополнительным требованием может стать
обязательное наличие у покупателя большого
количества лингафонных кабинетов. «При
заключении таких договоров должны быть
очень точно прописаны все условия
приобретения франшизы, особенно описание
самого учебного процесса, его составляющих,
контроля качества, управления процессом»,
— отмечает Любовь Духанина.
«При составлении договора франшизы все
фиксируется очень детально. Например,
аудиты — когда приезжают с проверкой, когда
и каким образом отчитываются, — говорит
Анна Кавун. — Оговариваются все условия,
вплоть до цвета стен: довольно часто в
школах можно встретить стены грязных или,
наоборот, очень интенсивных цветов. Это
мешает ребенку сосредоточиться. Даже
детали рекламной кампании оговариваются
довольно подробно».
А учит кто?
Как правило, особые требования
предъявляются и к квалификации учителей.
Одна из основных целей приобретения
франшизы — выход на новый уровень развития,
а, значит, это приводит к изменению
структуры управления, форм и методов работы
сотрудников. И неизбежно требует
дополнительной подготовки преподавателей.
Например, если франшиза — предметы, которых
ранее в образовательном учреждении не
изучали. «В образовании одних только
учебных материалов или методических
разработок мало, — говорит Анна Кавун. —
Должны проходить довольно обширные
тренинги педагогического состава, чтобы
они могли перенять традиции школы-франчайзера.
Например, внедряя свою технологию «ИнтеллекТ»
в Самаре, мы обучили более 1200
преподавателей». «Нет ни одного
предприятия, которое покупало бы франшизу и
это не требовало бы структурных изменений
внутри образовательного учреждения и
дополнительного повышения квалификации»,
— подтверждает Любовь Духанина.
Например, возможен переход из формата
дневной школы в школу смешанного типа,
когда одни предметы преподается обычным
способом, а другие — дистанционно. В этом
случае учителя должны уметь оформить свой
урок в виде презентации и выложить его в
Интернете. Также им придется разрабатывать
тесты для контроля знаний ребенка. Однако
возможен вариант франшизы, в который уже
включены все необходимые разработки.
Школа девелопера
Продавец франшизы не только предъявляет
определенные требования к франчайзи, но и
сам должен отвечать некоторым условиям. Так,
например, образовательные программы,
которые он продает, должны быть
аккредитованы по российскому
образовательному стандарту, а авторские
разработки — утверждены в соответствии с
российскими нормативами. Только в этом
случае покупатель франшизы сможет работать
по ней.
В то же время основной для
образовательных учреждений–франчайзеров
остается проблема описания всех учебных
процессов, входящих в программу-франшизу.
Однако в чистом виде франшиза в образовании
используется крайне редко. «Мне не известно
ни одного договора франшизы в том понимании,
в котором он существует в коммерческой
деятельности», — отмечает Любовь Духанина.
Стоит отметить, что иногда образовательные
учреждения подразумевают под франшизой то,
что таковой не является. Так, иногда
франшизой могут называть распространение
бренда (например, когда вуз создает
филиальную сеть или зарубежная школа
открывает свое представительство в России).
Но даже если речь идет о партнерском
соглашении, например, с девелоперской
компанией, требования со стороны
образовательного учреждения не
уменьшаются. «Сегодня любой подмосковный
коттеджный поселок строит какое-либо
школьное или дошкольное учреждение, —
рассказывает Анна Кавун. — Конечно,
идеально, если застройщик обращается к
школе в самом начале работы над проектом,
так как для успеха школы важно не только
качество преподавания и хороший педсостав.
Помещение также должно быть
соответствующим. А часто получается так,
что проект, предлагаемый застройщиком, не
учитывает реальных потребностей школы. В
этом случае приходится все переделывать».
Благодаря реформам последних лет
образование в российских регионах стало
развиваться намного быстрее. Так, по данным
социологических исследований, только в
Южном федеральном округе за последние
десять лет спрос на высшее образование
увеличился почти в два раза и, по прогнозам
специалистов, будет расти и дальше, о чем
свидетельствует анализ жизненных планов
учащихся выпускных классов. Некоторые
эксперты полагают, что именно региональные
образовательные учреждения в скором
будущем станут основными покупателями
франшизы.