Страница: 1/2
Российскому рынку кредитования вряд ли стоит опасаться банковских "дочек" автоконцернов.
Тойота Банк - первый дочерний банк, открытый в России мировым автоконцерном, - в феврале увеличил уставный капитал в четыре раза: с 340 млн до 1,36 млрд рублей.
Президент банка Олаф Найтцш заявил о том, что увеличение
уставного капитала направлено на "поддержание
высоких темпов развития и расширение
линейки продуктов".
Решение банка нарастить ресурсную базу
вполне объяснимо. По данным аналитического
агентства "АВТОСТАТ", в 2007 году в
России было продано более 1,5 млн новых
импортных автомобилей, причем больше трети
покупок было совершено в кредит.
Неудивительно, что мировые
автопроизводители начинают задумываться о
том, чтобы отхватить свою часть российского
автокредитования. Однако игроки рынка
полагают, что в ближайшее время автобанки
будут заняты укреплением своих позиций, а
потому серьезную конкуренцию
универсальным банкам смогут составить не
раньше чем через два года. Но и тогда
банковские "дочки" автоконцернов вряд
ли серьезно повлияют на расстановку сил на
рынке.
ПРОТОРЕННОЙ ДОРОГОЙ
Как рассказал "BusinessWeek Россия" Олаф
Найтцш, президент Тойота Банка, сегодня в
дилерских центрах Toyota и Lexus уже работают 18
подразделений банка. "Поэтапное открытие
подразделений в Москве началось в сентябре
прошлого года. В 2008-м услугами банка можно
будет воспользоваться в Санкт-Петербурге, в
дальнейших планах развития региональные
рынки", - обрисовывает перспективы Олаф
Найтцш.
По словам президента Тойота Банка,
появление российского подразделения
вполне укладывается в общую тенденцию:
значительная часть автомобилей концерна во
всем мире реализуется по программам
кредитования. "В Германии, где Toyota Kreditbank
GmbH (материнский банк. - "BusinessWeek Россия")
является основным партнером официальных
дилеров корпорации, около 40% всех новых
зарегистрированных автомобилей Toyota и Lexus
приобретаются по кредитным программам,
которые предлагает банк", - говорит
Найтцш. Схожие задачи стоят и перед
дочерним банком в России.
Тойота Банк - первый, но не единственный
российский автобанк, открытый концернами с
мировым именем. Собственный банк есть у Daimler
AG: зарегистрированный в сентябре 2007 года
Даймлер Крайслер Банк Рус предлагает
клиентам кредиты на приобретение новых или
подержанных автомобилей. Правда, уже через
два месяца банк подал в ЦБ заявку о смене
названия. Как сообщил Юрген Валькер,
председатель правления DaimlerChrysler Financial Services,
поскольку автоконцерн продал свое
американское подразделение Chrysler, на
российском рынке банк будет в дальнейшем
работать под именем Мерседес-Бенц Банк Рус.
По словам Валькера, в среднесрочной
перспективе кредитный портфель Мерседес-Бенц
Банк Рус составит 400 млн евро.
О намерении до конца нынешнего года
открыть в России свой банк заявил в начале
февраля и автоконцерн BMW. В настоящее время
идет интенсивная работа по формированию
банка BMW Group Russia, начало операций будет
зависеть от даты предоставления банковской
лицензии Банком России, рассказали "BusinessWeek
Россия" в компании и добавили, что банк
будет предлагать кредиты покупателям
автомобилей BMW и авторизованным дилерам BMW.
Концерн Peugeot Citroen также обещает в этом году
открыть собственный банк PSA Finance. Он будет
выдавать кредиты как частным лицам, так и
дилерам для строительства новых центров.
Как только будет получена лицензия, банк
начнет самостоятельную работу. А пока
партнером Peugeot Citroen в России является Банк
Сосьете Женераль Восток, который начнет
предоставлять кредиты будущим владельцам
автомобилей этих марок в первом квартале 2008
года.
"ШЕСТИСОТАЯ" СТРАТЕГИЯ
Желание автоконцернов открыть в России
дочерние банки вполне объяснимо. "Автопроизводители
убивают сразу двух зайцев, - рассказывает
Игорь Краевский, старший аналитик по
машиностроению ИГ "АнтантаПиоглобал".
- Во-первых, с помощью специальных программ
и понижения ставок они стимулируют продажи
своих автомобилей. А во-вторых, у них
появляется дополнительный заработок за
счет финансовой деятельности". Кроме
того, открытие собственного банка
позволяет снизить валютные и рыночные
риски, связанные с расчетным обслуживанием
в чужой кредитной организации.
Опрошенные "BusinessWeek Россия" банкиры и
эксперты рынка отмечают, что основным
конкурентным преимуществом "автобанка"
являются более дешевые денежные ресурсы -
средства материнского банка, которые
позволяют предлагать клиентам пониженные
процентные ставки по автокредитам. По
словам Халиля Шехмаметьева, директора
аналитического департамента ФК "Открытие",
за счет получения большей прибыли на
производстве возможна работа с меньшей
банковской маржой. Начальник управления
маркетинга банка "УРАЛСИБ" Михаил
Воронько добавляет, что клиент может
получить кредит прямо в автосалоне: "Это
аналогично процессу выдачи автоэкспрессов,
но по ставкам классического
автокредитования".
Однако обзавестись в России собственным
банком стремятся далеко не все мировые
автогиганты. Причем от этой идеи
отказываются иногда даже те производители,
у которых подобные структуры существуют и
успешно работают в других странах.
Нетрудно заметить, что банковскими "дочками"
стремятся обзавестись концерны, чьи
автомобили позиционируются в первую
очередь в сегменте дорогих машин. В то же
время у Renault, General Motors или Ford большинство
производимых автомобилей попадают в
среднюю ценовую категорию и даже для
приобретения их в кредит покупателю не
требуются льготные условия.
Но и такие концерны все равно стараются
четко структурировать свои отношения с
банками. Большинство из них предлагают
автокредиты через собственные финансовые
подразделения, которые сотрудничают с
российскими банками.
Например, Volkswagen Financial Services AG в России
предоставляет кредиты через стопроцентно
дочернюю компанию Volkswagen Financial Services Rus.
Дмитрий Мольков, координатор компании по
работе с банками, сообщил "BusinessWeek Россия",
что уже четвертый год продолжается ее
успешное сотрудничество с Банк Сосьете
Женераль Восток. В самое ближайшее время к
программе могут присоединиться Альфа-Банк,
Росбанк, банки "Союз", "УРАЛСИБ"
и "ЮниКредит", считает Дмитрий Мольков
и подчеркивает: "Мы находимся на
финальной стадии переговоров с ними".
В компании Renault рассказывают о
специальной кредитной программе,
разработанной RCI Banque - дочерним банком Renault,
который работает в 22 странах. "В России
эта программа осуществляется в партнерстве
с Московским международным банком. Мы
довольны нашим сотрудничеством и в
ближайшее время не планируем что-либо
менять", - утверждают в компании.
ВЕРНЫЕ ВРАГИ
В прошлом году рынок автокредитов
составил около $16 млрд. Он продолжит расти,
поскольку еще далек от насыщения. По словам
Халиля Шехмаметьева, в 2008 году рынок
автокредитования может составить до $25 млрд.
"Основная битва еще впереди", -
предполагает Игорь Краевский.
Банки-лидеры автокредитования так легко
не оставят свои позиции. "Преимущество
универсальных банков заключается в
отсутствии привязки к конкретным
производителям или моделям иномарок, -
подчеркивает Михаил Воронько. И добавляет: -
Автобанки, которые уже приступили к работе,
пока не предложили ничего нового: их
условия кредитования в целом соответствуют
среднерыночным".