Страница: 1/2
В лизинговом бизнесе вновь заметен крен в сторону сделок с автомобильной и специальной техникой. Это означает, что в 2007 году многие игроки так и не сумели провести диверсификацию своих портфелей, усилив акценты на лизинг оборудования.
Причин несколько. Начнем с
общеэкономической ситуации в РФ. При
кажущемся благополучии в отечественной
промышленности, тем не менее, заметные
закупки оборудования проводят в основном
крупные компании. Однако целый ряд
российских компаний в 2007-м увлекся
приобретением предприятий за рубежом, что
снизило ресурсы для обновления дочерних
предприятий на территории РФ.
Кроме того, на эти рынки в 2007-м нацелились
специализированные лизинговые компании,
созданные при участии дружественных
монополистам банков. Соответственно, они
развивают специальные программы
финансирования лизинговой деятельности. В
результате универсальные компании
вынуждены были отступить на региональные
позиции. А в субъектах СЗФО по-прежнему
доминирует спрос на автолизинг, где
зафиксированы самые высокие темпы развития.
Лизинг промышленного оборудования
развивается в локальных зонах. Более того,
если закупается импортное оборудование, то
обеспечение финансовых схем его
приобретения нередко диктуется самими зарубежными
производителями. Лизинг для них - часть
общей стратегии сбыта. Поэтому на Северо-Западе
практически не появляется новых лизинговых
компаний. А в перспективе ожидают процесс
их слияния и поглощений.
Скоринговое ускорение
Конкуренция заставляет универсальные
лизинговые компании в 2007-2008 гг. развивать
информационные технологии, без которых
сложно внедрять программы с упрощенной
оценкой бизнеса лизингополучателя.
Скоринговые программы позволяют увеличить
объем сделок по небольшим проектам.
По сути, это означает развитие продаж
лизинговых услуг в розницу. Этот сегмент
рынка стал зарождаться в Петербурге в конце
2005 года. Среди пионеров на нем можно назвать
компании `Глобус-Лизинг` и `Интерлизинг`.
В 2007-2008 гг. темпы увеличения объемов
скоринговых программ эксперты называют
достаточно высокими: отмечен, как минимум,
полуторакратный рост. Это у тех компаний,
кто начал работать по скоринговым
программам одними из первых. А у новых
игроков увеличение этого рост в 2007-м
зафиксировано в 6-8 раз. В целом это приведет
к солидному увеличению в 2008-2010 гг. доли
средних компаний в лизинговых портфелях.
Правда, этих клиентов вряд ли можно будет
назвать постоянными. Тем не менее
зависимость от `якорных` контрактов
значительной части петербургских
лизинговых компаний должна снизиться.
В 2007-м рынок лизинга расширился во многом
благодаря тому, что банки начали уделять
больше внимания лизинговым проектам. И
финансовые ресурсы кредитных организаций
для их обеспечения стали доступнее. Кризис
ликвидности заставляет банки в 2008-м
корректировать прошлогодние программы и
ставки по лизинговым договорам - они уже
выросли на 1-2%.
Поиск ресурсов заставляет ряд лизинговых
компаний выходить на рынок капитала.
Например, в ООО `Прогресс-Нева лизинг` в III
квартале 2008 года планируют разместить
облигационный заем на 1 млрд руб. с офертой
на 1 или 1,5 года и сроком обращения 3 года.
Не исключено, что кризис ликвидности
российских банков замедлит темпы роста
лизингового рынка в 2008 году. Однако
постепенно его начнет разогревать
конкуренция с автокредитованием, которое
все шире охватывает рынок закупок не только
легковых иномарок, но и коммерческого
транспорта.
Кроме того, на российский рынок выходят `дочки`
иностранных банков, специализирующихся на
автокредитах для совместного с
автоконцернами продвижения определенных
марок автотехники. Так что надолго задирать
планки ставок лизинговым компаниям на
Северо-Западе не получится.
Спецтехника под федеральные программы
Активизация строительства повысила спрос
на лизинг спецтехники. По оценкам
участников рынка, ее закупки в 2007 году
выросли втрое. Эта тенденция, по-видимому,
сохранится и в 2008-м. Было бы наивно полагать,
что ее подталкивает реализация
национального проекта `Доступное жилье`.
Основной стимул - крупные проекты за счет
федерального финансирования (прежде всего,
развитие объектов транспортной
инфраструктуры). Соответственно, в лизинг
чаще всего берут машины для землеустроения
(экскаваторы, бульдозеры, погрузчики). На
втором месте - подъемная техника и
оборудование для бетонных работ (насосы,
миксеры).
Там, где имеются такие объекты, объем
лизинговых сделок растет как на дрожжах.
Именно поэтому оказались не правы те
эксперты, кто предсказывал торможение
компаний, сконцентрировавшихся
исключительно на петербургском рынке. Он
оказался по-прежнему урожайным, что
отмечают, в частности, в `Петербургской
лизинговой компании` и `Прогресс-Нева
Лизинг`. Это даже притормозило реализацию
программ региональной экспансии целого
ряда лизинговых компаний.
В целом в 2007 году объем рынка лизинга
строительной техники в Петербурге удвоился.
В СЗФО они оказались ниже - на уровне
полуторакратного роста (данные получены по
результатам работы полусотни фирм, для
которых такие услуги объявлены профильными,
- на самом деле компаний гораздо больше).
Соответственно, доля строительной
техники в портфеле могла увеличиться в 3-5
раз по сравнению с 2006 годом. Высокие темпы
развития ожидают и в нынешнем году.
По оценке специалистов компании `Прогресс-Нева
Лизинг`, объем рынка лизинга строительной
техники в Петербурге в 2007 году составил
около 25 млрд рублей. Это около половины от
всех объемов закупок строительной техники.
Развивается и такой вид услуг, как аренда
строительной техники. Под него, в частности,
в ГК `Интерлизинг`, создана компания Rental Group -
для управления арендными активами. В
развитие этого направления владельцы уже
вложили свыше 500 млн руб. В состав группы
входят такие компании, как Rental Units (аренда
автомобильных кранов) и Rental Tech (аренда
стройтехники).
Логистика и социальные задачи
Еще один фактор развития сегмента
спецтехники - увеличение объемов закупок
общественного транспорта в Петербурге и
крупных городах Северо-Западного округа. В
2008-м процесс финансовой поддержки
предприятий - владельцев такого подвижного
состава может быть одобрен решениями
Минтранса РФ, и Минэкономразвития
Российской Федерации.