Страница: 1/2
Как известно, в России сегмент пластиковых карт имеет ярко выраженную особенность: большинство наших соотечественников используют ее только для снятия зарплаты в банкоматах. Не случайно российские банки, пытаясь расширить кругозор клиентов, еще в конце 1990-х годов стали создавать совместные проекты с компаниями-партнерами.
Разумеется, сама идея кобрендинга давно
воплощена за границей, а потому
отечественным бизнесменам нужно было лишь
перенести на российскую почву наиболее
успешные иностранные программы. Как
показывает практика, по отдельным
направлениям это удается.
Разбор полетов
Самым популярным кобрендом на Западе
являются совместные программы с
авиаперевозчиками. Россия не стала
исключением. Первая кобрендинговая
программа была запущена банком "Русский
стандарт" в 2002 году совместно с "Аэрофлотом".
Чуть позже примеру коллег из "Русского
стандарта" последовал Сбербанк. И вполне
преуспел. На данный момент он является
безусловным лидером в этом направлении. К
началу 2008 года выпущено более 200 тысяч карт
Сбербанка. Совместный проект с "Аэрофлотом"
Сбербанк осуществляет на основе карт Visa. А
Альфа-банк, решивший в 2006 году тоже получить
свой кусок пирога от сотрудничества с
авиаперевозчиком, избрал в качестве
третьего партнера платежную систему MasterCard.
На данный момент банк выпустил 167 тысяч карт.
Из них 101 тысяча была выпущена в 2007 году.
Суть программы "Аэрофлот Бонус" у
всех банков одна: за потраченную с помощью
карточки сумму владельцу карты начисляются
премиальные мили, которые впоследствии
можно обменять на бесплатный авиабилет. По
стандартным картам у Сбербанка, Альфа-банка
и "Русского стандарта" тариф простой:
за каждый доллар (или эквивалентное
количество рублей) 1 премиальная миля. Стоит,
правда, отметить, что в пересчете на рубли $1
в таких программах оказывается равен 30
рублям, что уже давно не соответствует его
реальному курсу. Кстати, владельцы счета в
евровалюте тоже оказываются в проигрыше: им
начисляют 1 милю за каждый потраченный евро.
Держатели карт Gold и Platinum в Альфа-банке
получают 1,5 и 2 мили соответственно. А совсем
недавно решил расщедриться и Сбербанк. С 15
февраля он изменил условия по
привилегированным картам. Теперь
владельцам карт Visa Gold тоже начисляются 1,5
мили.
Впрочем, очевидно, что на одних бытовых
покупках с помощью кары далеко не уедешь.
Точнее, не улетишь. Чтобы бесплатно слетать
в Европу, надо потратить по карте минимум $10
тысяч.
Гораздо быстрее получить подарочный
билет могут те, кто часто летает. Разумеется,
самолетами "Аэрофлота". Например,
полет из Москвы в Париж добавит на бонусный
счет клиента от 500 до 3058 миль. Столь
впечатляющая разница в размере бонуса
объясняется разницей стоимости авиабилета
разных классов.
Впрочем, на "Аэрофлоте" свет клином
для банков не сошелся. В прошлом году
Русский банк развития решил выпустить
кобрендинговую карту совместно с компанией
"Трансаэро". За каждые $10 (либо их
эквивалент в рублях или евро), потраченные
по совместной кредитной карте Visa банка и
авиакомпании, ее владелец получает 3
бонусных балла. Правда, новость об этой
акции не вызвала большого ажиотажа среди
потребителей банковских услуг. Во всяком
случае, на интернет-форумах потребители
говорили о том, что программа может
представлять интерес только для тех, кто
летает преимущественно на ее рейсах. А
таких людей не слишком много.
В итоге Русскому банку развития на начало
2008 года удалось выпустить всего 11,7 тысячи
таких карт.
А вот сотрудничество Ситибанка с
компанией Lufthansa, хотя и уступает по объемам
проектам Сбербанка и Альфа-банка, вполне
себя оправдывает. Их совместная программа
Miles & More стартовала в апреле 2006 года, и на
данный момент, как утверждают в банке, таких
карт эмитировано около 40 тысяч. Однако надо
заметить, что у Ситибанка кобрендинговая
карта - кредитная. Как поясняют в банке, это
выгодно с маркетинговой точки зрения. По
этой программе также потраченный доллар
или евро позволяет заработать участнику 1
премиальную милю. В зависимости от типа
карты банк предлагает возобновляемый
кредитный лимит - до 160 тысяч рублей по
стандартной карте и до 600 тысяч рублей по
"золотой".
Чем авиапредложения банков различаются -
так это сроком действия подобных бонусов.
Впрочем, здесь правила устанавливает
авиакомпания. Так, в программе "Аэрофлот
Бонус" мили сгорают только в том случае,
если в течение трех лет по карте не
проведено ни одной трансакции и не
зарегистрировано ни одного полета. У
иностранцев условия намного жестче. Так, в
программе Miles & More, чтобы баллы множились,
клиенту необходимо расплачиваться картой
не реже раза в месяц.
Бонусы на продажу
По оценке вице-президента Ситибанка
Михаила Бернера, среди кобрендинговых
проектов во всех странах номер один - это
авиаиндустрия, потому что клиентам
интересно получать призовые мили. "Эти
проекты очень успешны и для банков, и для
клиентов, - отмечает эксперт. - На втором
месте - совместные проекты с бензоколонками,
но в России это направление пока не развито.
На третьем месте - мобильная связь, на
четвертом - торговые сети".
Однако такую иерархию можно было считать
вполне справедливой лишь до недавнего
времени, пока банк "Финсервис" не
сообщил, что в прошлом году эмитировал 400
тысяч карт в рамках кобрендинговой
программы с торговой сетью "Седьмой
континент" (который является контрольным
акционером банка).
Надо отметить, что у "Седьмого
континента" и до приобретения банка "Финсервис"
был опыт кобрендинговых проектов. С 1999 по 2005
год банк выпустил около 100 тысяч
кобрендинговых карт с МДМ-банком. Правда,
когда сотрудничество прекратилось, МДМ-банк
сообщил, что за последние три года
совместной работы потерял на этом проекте
около $4 млн. С тех пор МДМ-банк с торговыми
сетями не сотрудничает.
Заметно отстает от показателей "Финсервиса",
но тем не менее тоже радует результатами
своих организаторов совместная программа
банка ВТБ24 и торговой сети "Патэрсон".
Владельцы кобрендинговых карт получают
премиальные в размере 5--10% от суммы каждой
покупки в России и 0,5% за зарубежные покупки.
Однако стоит учесть любопытный нюанс:
тратить премиальные можно только в "Патэрсоне".
Вообще, кобрендинговые проекты с банками
есть практически у всех крупных
продуктовых сетей. Так, сеть магазинов "Азбука
вкуса" сотрудничает с Экспобанком (до
этого, кстати, имевшим близкие отношения с
тем же "Патэрсоном"). Потратив за один
раз более 5 тысяч рублей в супермаркете,
покупатели бесплатно получают карту Visa
Electron и 5--10% скидки в сети. Выбор класса
платежной карты несколько обескураживает,
учитывая, что "Азбука вкуса"
рассчитана на очень небедных покупателей.
Возможно, проект претерпит изменения, если
подтвердятся сведения, что Экспобанк
переходит во владение английского банка
Barclays.
Летом прошлого года о запуске
кобрендинговых проектов с торговой сетью
Metro Cash & Carry объявил Кредит Европа банк.
Причем, как объявил вице-президент банка
Халюк Айдыноглу, карта выпускается не на
основе карт международных платежных систем
и может быть использована только для оплаты
товаров в сети магазинов Metro Cash & Carry. А в 2006
году (будучи еще Финансбанком) Кредит
Европа банк начал сотрудничество с сетью
"Ашан". Причем карты других банков "Ашан"
не принимает.
Любопытно, что один из самых агрессивных
игроков на рынке банковского ритейла банк
"Хоум Кредит" пока не имеет ни с кем
кобрендинговых проектов. Правда, как
пояснил "Газете" директор
департамента маркетинга банка Игор
Пржеровски, банк рассматривает
кобрендинговые варианты. Но самый
вероятный, по его словам, проект с компанией
бытовой техники.