Страница: 1/2
Инвестиционный фонд в России существует уже два года. На прошлой неделе вопрос эффективности использования средств инвестиционного фонда был рассмотрен правительством. Пришло время сделать первые выводы.
Государство и бизнес:
Очевидно, можно по отдельности придраться
к любому из 20 проектов, одобренных
инвестиционной комиссией к практической
реализации. Спорным выглядит, к примеру,
необходимость подключения государства к
строительству комплекса
нефтеперерабатывающих и нефтехимических
заводов в Нижнекамске - неужели у
нефтяников меньше денег, чем у государства,
или специалисты для реализации подобных
проектов вернулись в госсектор?
Хотелось бы обойти эти очевидные, но по
большому счету частные вопросы и
попробовать найти ответ на основной вопрос:
в чем необходимость организационно-экономического
взаимодействия государства и бизнеса и в
чем его эффективность? Частно-государственное
партнерство, госкорпорация, концессия, АО с
контрольным пакетом государства - все эти
формы дали в последнее время поводы
задуматься о том, в каком направлении
совершенствовать сотрудничество
государства и бизнеса. Ведь за два года
существования инвестфонда освоено только
12% от запланированных средств (в 2006 г. из 69
млрд руб. - вообще ноль!). Финансирование
открыто только по шести проектам.
Есть соблазн задержаться на том, что
зачастую повышению эффективности
взаимодействия государства и бизнеса
мешает прямая коррупция - не в форме
банальных взяток, а в форме
недобросовестного лоббирования под вполне
определенные бизнес-структуры, для
руководителей которых основным источником
решения проблем является бюджет. Это имеет
место, и это важно, и это обсуждается.
Государство и бизнес: кто за кем
Но посмотрим на проблему глубже (или шире).
В чем отличие природы принятия
экономического решения государством и
бизнесом? И как они могли бы усилить друг
друга? Перед тем как ответить, напомним сами
себе, что финансы государства и бизнеса -
это два сообщающихся сосуда: налоги -
дотации (налоговые льготы, субсидии,
дотации, льготные кредиты). У государства
есть два основных способа стимулирования
решения экономических задач: а) общее,
равное для всех видов бизнеса снижение
налогов; б) введение дифференцированной
шкалы налогообложения. Уточним: второй
вариант - это (по факту) исправление
возможных «несправедливостей» рынка. При
этом исправление может происходить как в
форме подтягивания отстающих, так и в форме
поощрения уже бегущих впереди.
Какая задача все-таки стоит перед
инвестиционным фондом - первая или вторая?
Территориальная диверсификация на базе
освоенных технологий или отраслевая
диверсификация в пользу новых технологий?
Обратим внимание, что идея
государственных институтов развития
появляется сразу после изменения налоговой
системы в 2001-2002 гг., которое формально
сократило уровень налогообложения для всех
и одновременно отменило инвестиционную
льготу, которая действовала для отдельных
бизнесов. Начавшийся устойчивый рост цен на
сырье увеличил финансовые возможности
государства. Произошла очень существенная
перемена: если до налоговой реформы бизнес
принимал инвестиционное решение, а
государство к нему «присоединялось» со
своей налоговой льготой, то идея
инвестфонда зеркально переворачивает эти
отношения. Теперь уже государство делает
предложение, а бизнес может присоединиться.
В первом случае основные риски за
эффективность принятого решения принимает
на себя бизнес (в случае неуспеха
инвестиционного проекта потери для бизнеса
составят 100% инвестиционной прибыли), а
государство делит часть этих рисков (50% от
налогов на инвестиционную сумму). Во втором
случае государство рискует 100%
инвестируемой суммы, бизнес же получает
некоторый вид госгарантий на свои
инвестиции (например, пролонгированием
сроков инвестиционного периода).
Отдадим должное в этой ситуации Минфину,
который в начале запуска проекта
инвестиционного фонда предупреждал о
необходимости более четкого описания
отличий этого фонда от федеральных
адресных инвестиционных программ,
результативность которых оценивается
иначе, чем для бизнес-проектов. Из перечня
одобренных проектов отчетливо видно, что
они фактически все скатились к форме ФАИП.
Государство и бизнес: цена денег
Государство в отличие от бизнеса имеет
источники финансирования по нулевой
стоимости. Свои финансовые ресурсы оно не
зарабатывает на рынке, а изымает силовым
путем. У государства нет обязанности
возвращать эти средства, а потому оно имеет
недостаточные экономические стимулы (кроме
общественного контроля) для тщательного
обоснования необходимости конкретных
бизнес-проектов. Система стимулов для людей,
принимающих решения на государственном
уровне, и для частных собственников
принципиально различна. Для госслужащих
основная оценка их труда связана с текущими
затратами. Если вспомнить, что
эффективность - это дробь, в числителе
которой стоит результат, а в знаменателе -
затраты, то деятельность государства можно
оценить по успеху в конкуренции по
знаменателю. Бизнес же более успешен в
проектах, где создается новый продукт - это
конкуренция по числителю. Как известно,
самыми доходными являются наиболее
новаторские и в силу этого наиболее
рискованные идеи. Участию государства в
таких проектах препятствует именно
общественный контроль, который в запретах
достаточно квалифицирован.
Основной доход для предпринимателя
формируется после реализации проекта (дивиденды,
стоимость активов). Для государства
существуют свои особенные критерии
эффективности - в первую очередь динамика
прироста совокупного продукта, к примеру
ВНП. Поэтому логично присутствие
государства в инфраструктурных
инвестиционных проектах.
Отсюда нетрудно выйти на формулу: чем
дальше государство от конкретных бизнесов,
тем оно более эффективно. Представители
государства, принимающие экономические
решения, по определению не могут на равных
конкурировать с теми, кто участвует в
бизнесе на постоянной основе, каждодневно
находясь в цехах и на рынках. Для бизнеса
основной риск - оказаться банкротом, что для
государства в современной правовой системе
невозможно. Для государства основной
инвестиционный риск - долгострой, который
для бизнеса автоматически означает
банкротство. Для конкретных проектов риски
бизнеса выше, что и заставляет
предпринимателя искать наиболее
эффективные решения.