Автомобилисты и путешественники в 2007 году преуспели в страховании.
По данным экспертов, в 2007 году в страховой рознице более всего были развиты ОСАГО и автокаско, а также страхование туристов. Они продолжат лидировать и в наступившем году.
По заключению рейтингового агентства `Эксперт
РА`, в 2007 году обязательные и рекомендуемые
виды страхования (такие как ОСАГО или,
например, страхование туристов) росли
быстрее добровольных. Эта тенденция
продолжится и в 2008-м. Директор департамента
рейтингов финансовых институтов `Эксперт
РА` Павел Самиев заявил, что `такая модель
имеет шансы впоследствии принести пользу и
рынку, и экономике, и населению`.
Ипотека - сильный фактор влияния
По оценке `Эксперт РА`, рынок ОСАГО уже
близок к насыщению: в последний год он
развивался в основном за счет обновления
частного автопарка. Но зато страховщики
дождались заметного спроса на добровольное
автострахование (каско). Этот спрос
прогнозировался еще при введении ОСАГО, но
в реальности проявился только после начала
бума автокредитования. Объем страховых
взносов по автокаско за последние два года
увеличивался в среднем на 60%.
Кроме того, развитие страховой розницы
стимулируется и потребительским
кредитованием, где страховка остается
одним из условий получения кредита.
Аналитики `Эксперт РА` прогнозируют, что
автокаско и ОСАГО останутся лидерами в
розничном страховании и в обозримом
будущем, но при этом ожидают роста и в
других розничных видах. Это, прежде всего,
страхование квартир, загородных домов и дач.
Безусловным `лидером влияния` здесь
является ипотека.
Помимо имущественного страхования, в 2007
году активно развивалось и личное
страхование: выезжающих за рубеж, от
несчастных случаев, ДМС и страхование жизни.
За год число застрахованных туристов
составило 5-6 млн человек, что принесло
страховым компаниям $70-75 млн страховых
премий.
Добровольное медицинское страхование,
приобретаемое в розницу физическими лицами,
осталось в прошлом году развитым гораздо
меньше корпоративного. В этом сегменте чаще
всего приобретались специфические
программы ДМС, например программы ведения
беременности.
Наиболее перспективными, по мнению
экспертов, являются рынок страхования от
несчастных случаев и рынок долгосрочного
страхования жизни. В I полугодии 2007 года
рост взносов по страхованию жизни превысил
40-45% (Итоги года пока не опубликованы. - А. К.).
Потенциал этого рынка оценили иностранные
страховщики: в 2006-2007 гг. дочерние агентства
по страхованию жизни зарегистрировали
такие международные страховые гиганты, как
ACE, Aviva, ERGO, Fortis, ING.
ОСАГО раскачает страховой рынок
Принятые Госдумой в начале зимы поправки
в Закон об ОСАГО не оправдали ожиданий
страховщиков. Они предполагали, что
введение упрощенной процедуры оформления
ДТП и системы прямого урегулирования
убытков будут сопровождаться увеличением
тарифов. Однако Минфин пока оставляет
тарифы по `автогражданке` без изменений.
В связи с этим эксперты прогнозируют, что
принятие данных поправок повлечет за собой
рост числа заявленных мелких убытков и
всплеск страхового мошенничества. Из-за
этого к концу 2008 года убыточность ОСАГО в
целом по рынку превысит 120%.
Кризис ОСАГО может сильно затруднить
дальнейшее развитие розницы, в частности
таких видов, как страхование имущества
физлиц и личное страхование, а 10-15 компаний
даже могут в течение года сдать лицензии на
ОСАГО.
В той или иной степени эти прогнозы
разделяют сами страховщики. Директор СПб
филиала СО `АСОЛЬ` Александр Баклушин
предсказывает еще более крупный рост
убыточности ОСАГО. А директор филиала СО `РЕСО-Гарантия`
(Петербург) Дмитрий Большаков считает, что в
прямом урегулировании `есть подводные
камни именно для страховых компаний`. Рынок
еще не до конца очистился от
недобросовестных страховых компаний. И,
заплатив своему клиенту (потерпевшему в
аварии), добросовестный страховщик рискует
не получить полагающегося возмещения от
компании виновника ДТП.
Наконец, многие страховщики уверены, что
из-за нежелания поднимать тарифы на ОСАГО
законодатель фактически не поднимает
лимиты выплат по жизни и здоровью до
нормального европейского уровня. А это
тормозит развитие рынка.
Мнения экспертов
Александр Баклушин, директор СПб филиала ЗАО `Страховое
общество `АСОЛЬ``:
- Допускаю, что убыточность по ОСАГО будет
расти и превысит стопроцентную отметку.
Безусловно, с введением поправок,
упрощающих порядок оформления ДТП, резко
возрастет количество обращений в страховые
компании по мелким повреждениям. На наш
взгляд, российское общество еще не готово к
применению такой системы. Да и сама система
еще недоработана.
Конечно, при таком положении дел на рынке
ОСАГО наступит кризис - этот вид
страхования окажется нерентабельным для
ряда компаний, что приведет к добровольному
отказу последних от лицензий ОСАГО и
членства в РСА.
Что касается возможного отражения
кризиса ОСАГО на другие виды `народного`
страхования, то здесь, скорее всего,
произойдет перелом в обратную сторону.
Страховщики начнут компенсировать
несостоятельное ОСАГО за счет других видов
страхования, а значит, между компаниями и
продуктами развернется конкуренция, что
сделает `другое страхование` более понятным
и доступным для населения.
Алексей Образцов, директор управления маркетинга СЗ
дивизиона `Ренессанс страхование`:
- Если тарифы не изменятся, ряд компаний,
для которых ОСАГО является профилирующим
видом деятельности, будет испытывать
сложности. Особенно это актуально для `проблемных`
регионов с неадекватными территориальными
коэффициентами (у них и без того высокая
убыточность), и для страховщиков, не
считающих необходимыми вложения в
инфраструктуру и комфортный сервис.
Два наиболее востребованных направления `страховой
розницы`, полагаю, сохранят тенденцию 2007
года. При этом в автокаско будет актуальна
борьба с убыточностью.
В страховании туристов в связи с ростом
популярности спортивного отдыха и
экзотических направлений туризма
произойдет небольшой рост спроса на
расширенные программы с дополнительными
опциями (например, включающими в себя
покрытие экстремальных видов спорта,
увеличенный лимит выплаты).
Дмитрий Большаков, директор филиала РЕСО-Гарантия, Петербург:
- С точки зрения обслуживания клиентов по
ОСАГО, введение этих поправок было
неизбежно. Развитые рынки так работают, и мы
к этому неизбежно придем.
Что касается `упрощенного оформления` ДТП
(без вызова ГИБДД), то вряд ли в России с
самого начала получится выдавать листы со
схемами типовых столкновений. Хотя сейчас
еще рано утверждать это совершенно
уверенно. Также следует помнить, что в
случае отказа от вызова ГИБДД водители
принимают на себя риск, заключающийся в том,
что потерпевший получит только 25 тыс. руб.
при аварии с ущербом, превышающим эту сумму.
Говоря о системе выплат по жизни и
здоровью в ОСАГО, скажу, что под давлением социальных
факторов (из-за нежелания поднимать тарифы
на ОСАГО в целом по стране) законодатель
фактически не желает поднимать лимиты
выплат по жизни и здоровью до нормального
европейского уровня.
В том, что в ближайшее время будет принято
решение об изменении тарифов, я сомневаюсь.
Максимум по регионам, где были установлены
неправильные региональные коэффициенты,
будет произведена некоторая корректировка,
но в целом тарифы менять не будут, в том
числе и по политическим причинам.