Вопрос вложения избыточных средств порождает экзотические предложения.
Средства Фонда национального благосостояния скорее всего утекут за рубеж.
На прошлой неделе Минфин внёс в правительство проект постановления о размещении средств Резервного фонда, в котором предлагает использовать консервативную стратегию их инвестирования. Однако это не спасает накопления от инфляции. Поэтому представители разных ветвей власти активно соревнуются в поисках оригинального решения проблемы вложения денег.
Однако дискуссия на «круглом столе» на
тему «Вопросы эффективного управления
средствами Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния», недавно
состоявшаяся в Совете Федерации, показала,
что до сих пор неизвестно, кто и куда будет
вкладывать эти средства и как ими управлять.
Директор департамента операций на
финансовых рынках ЦБ Сергей Швецов заявил
на «круглом столе», что опыт управления
Стабфондом нельзя использовать для
управления двумя вновь созданными фондами.
«Считается, что Стабилизационным фондом
управляет Центральный банк. Это миф. На
самом деле фондом управляет Минфин, и
основные инвестиционные решения
принимаются этим министерством», –
подчеркнул г-н Швецов.
По его мнению, должна быть создана
инфраструктура управления фондами, на что
потребуются деньги и не менее одного года.
Принятие политических решений по
использованию средств фонда – это не
вопрос Министерства финансов и тем более не
вопрос Центрального банка. В рекомендациях
«круглого стола», которые были предложены к
слушаниям, говорится о создании
специального наблюдательного совета. Но
кроме наблюдательного совета должны быть и
подготовленные консультанты и специалисты.
Однако представители Минфина ничего
менять не хотят. По мнению директора
департамента международных финансовых
отношений государственного долга и
государственных финансовых активов
Минфина Дмитрия Панкина, средствами Фонда
национального благосостояния по-прежнему
должен управлять Центральный банк. «На
следующем этапе нам видится создание
государственного финансового агентства
как управляющей государственной компании»,
– заявил Дмитрий Панкин.
В управлении же Резервным фондом Минфин
предлагает консервативный подход. То есть
средства размещаются в валюту – доллары,
евро, фунты стерлингов – в пропорции 45 – 45
–10. По консервативной стратегии, которая
обозначена в проекте Минфина, эти средства
также могут быть размещены в долгосрочные
обязательства других стран, зарубежных
государственных агентств и международных
финансовых организаций в виде ценных бумаг.
Эта стратегия используется сейчас при
управлении Стабфондом. Вложения надежны, но
весьма низкодоходны.
Сенатор Андрей Вавилов предлагает
использовать опыт работы зарубежных
государственных фондов. Норвежский и
шведский пенсионные фонды предпочитают
вкладывать средства в акции иностранных
компаний. Например, шведский 65% своих акций
вкладывает в иностранные акции и только 17%
– в отечественные.
«В частности, годовая доходность ряда
индексов американского рынка акций
составляет 14% годовых. Нужно только просто
вложить в них средства и ждать, когда деньги
упадут тебе в руки, – предложил г-н Вавилов.
– При этом не нужна большая инфраструктура.
В норвежском пенсионном фонде работают
всего 15 человек».
Сенатор Николай Рыжков считает, что в
недостатке инвестиционных предложений на
российском рынке, вынуждающих нас в
очередной раз разместить средства за
границей, виновата Госдума. «Пять лет назад
депутаты на тарелочке преподнесли решение
вопроса об инвестиционных проектах
правительству. Из этого вопроса исключены
регионы. Вот мы сегодня и пожинаем то, что
пять лет назад натворили», – заметил
Николай Рыжков.
Однако заместитель председателя комитета
Совета Федерации по бюджету Владимир
Германенко более оптимистично оценивает
российский рынок. Принимая во внимание
неблагоприятную ситуацию на международных
финансовых рынках, а также политические
отношения с США, по его мнению, нужно
переориентировать ресурсы Стабфонда и
Фонда национального благосостояния на
российский рынок.
«Раньше действительно у нас была слабая
финансовая система, а сейчас ситуация
изменилась. Почему мы продолжаем ту же
стратегию размещения на международных
финансовых рынках наших ресурсов? Почему
эти средства не вложить, например, в
ипотечное кредитование?» – задал вопрос
аудитории сенатор.
По-настоящему соломоново решение, которое
развязывает тугой узел проблем, озвученных
на «круглом столе», предложил глава
бюджетного комитета Ставропольского края
Андрей Мурга. «Мы не знаем куда, когда и на
каких условиях вкладывать средства фондов.
В этих условиях самым разумным было бы
ограничить добычу нефти», – высказал он
мнение, которое всё чаще и чаще
озвучивается на различных уровнях власти, в
первую очередь в Госдуме.
Как считает член бюджетного комитета
Ставропольского края Андрей Мурга, нефть,
лежащая в недрах, со временем будет только
дорожать, она не подвержена инфляции, и её
никто не арестует, как это может произойти
со счетами, находящимися в зарубежных
банках. Из-за сокращения добычи бюджет не
будет получать больших дополнительных
доходов – и вопрос с инвестированием
отпадёт сам собой.
Справка «Гудка»
С 1 февраля 2008 года
Стабилизационный фонд разделяется на две
части – Резервный фонд и Фонд
национального благосостояния. По нормам
Бюджетного кодекса Резервный фонд
обеспечивает сбалансированность
федерального бюджета. Предполагается, что
размещение его средств в размере 3,069 трлн
руб. будет осуществляться исходя из
стратегии инвестирования, аналогичной
правилам управления Стабилизационным
фондом. Основная задача Фонда
национального благосостояния в объеме 470,73
млрд руб. состоит в софинансировании
Пенсионного фонда. Круг возможностей для
инвестирования средств Фонда
национального благосостояния намного шире.
Он может пополняться за счет долговых
обязательств и акций юридических лиц, паёв
инвестиционных фондов. По мнению авторов
Бюджетного кодекса, эти меры позволят
повысить доходность на вложенный капитал.