За I полугодие 2007 года лизинговых сделок проведено на сумму $16 млрд, в том числе по автотранспорту - более $3 млрд. То есть сегмент легкового и грузового автотранспорта составил около 20% совокупного объема рынка. В прошлом году, по данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, транспортные средства заняли большую долю в портфелях компаний - 30,89% (в 2005-м - 26,4%).
О результатах исследований этого
сегмента рынка рассказал вице-президент
СЗЛА, генеральный директор `Петербургской лизинговой
компании` Дмитрий Горизонтов
- Дмитрий Валерьевич, действительно ли
рынок автотранспорта длительное время
находится на подъеме?
- Да, это один из наиболее динамично
развивающихся сегментов рынка. Между тем,
еще два года назад там наблюдался застой.
После того как в России улучшилась
экономическая ситуация, многие банки стали
активно развивать и продвигать
автокредитование. Именно сюда сместился
интерес потребителей.
Позже лизинговые компании тоже начали
заниматься маркетингом в этой области.
Появилась необходимость в расширении
набора услуг. И в итоге объемы лизинговых
сделок увеличились. Эта тенденция пока
сохраняется.
- Какие преимущества лизинга
автотранспорта вы бы выделили?
- Достаточно лояльные требования к
заемщикам: простой пакет документов,
отсутствие необходимости предоставлять
дополнительные залоги, быстрое принятие
решения о проведении сделки. Есть
преференции по налогам, в частности, не надо
платить налог на имущество, также
допускается ускоренная амортизация. Это
важно для автотранспорта, где многие модели
быстро устаревают.
- По статистике, на Северо-Западе свыше 90%
компаний - универсальные. А почти у четверти
из них присутствуют сделки по
автотранспорту. Есть ли специализированные
лизинговые компании по автотранспорту?
- Я бы к таким отнес две компании - Carcade и
Europlan. У других автотранспорт является одним
из видов деятельности.
- Лизинг автотранспорта развивается и,
наверное, происходит внедрение новых
технологий. Не могли бы перечислить хотя бы
некоторые из них?
- Некоторые компании предлагают сервисные
услуги, как по лизингу, так и по
обслуживанию предмета сделки. Это когда
компания берет на себя расходы по оплате
бензина, страхованию, ремонту, замене колес,
поставке ЗИПа, по предоставлению стоянки.
Если посмотреть на этот сервис с
экономической точки зрения, то окажется,
что он сопряжен со значительной
административной нагрузкой. Необходимо
специально держать для этого людей, которые
бы вели учет бензина, колес и так далее. В
нашей компании нет такого сервиса. Мы
предпочитаем сосредотачиваться на более
важных вещах.
- Неужели спрос на лизинг
автотранспорта обеспечивает только
реклама этих услуг?
- Есть, конечно, и другие предпосылки,
например, скидки. Клиент приходит в
автосалон, а ему, если речь идет о
банковском кредите, салон дает скидку 2-3%. Лизинговая
компания машины покупает оптом, поэтому она
может предложить другую скидку. Клиент,
сравнивая затраты, понимает, что лизинг
дешевле, чем кредит.
- В некоторых случаях компании предлагают
совершить сделку под нулевую ставку.
Действительно можно купить в лизинг так
дешево?
- У автодилеров есть скидки.
Автопроизводители также предлагают скидки
на свою продукцию. Иногда это оборачивается
почему-то нулевой ставкой, что неверно.
Такие предложения вводят в заблуждение
клиентов. Фактически речь идет о
маркетинговом ходе, и ни о чем больше. По
нулевым ставкам кредитов банков ФАС
разобралась, а до лизинговых компаний,
очевидно, еще не дошли руки.
- На какие цели сегодня с помощью лизинга
покупают транспорт?
- Я бы назвал две цели: для коммерческого
использования и для поощрения своих
сотрудников.