Правительство на случившийся так не ко времени подъем цен отреагировало административным вмешательством в рыночную стихию и побудило крупнейшие торговые сети и продовольственные компании России принять соглашение о заморозке цен на социальные товары. Свое мнение о ситуации высказывает директор Института проблем рынка РАН, академик Николай ПЕТРАКОВ.
Одной из болезненных точек целевого
прогнозирования основных экономических
параметров для Правительства России всегда
оставались темпы инфляции. В течение всех
лет рыночных реформ из года в год
установочные темпы инфляции были ниже
реальных. Попытки воздействовать на
сокращение роста цен путем ограничения
денежной массы, занижения курса доллара,
вмешательства антимонопольных организаций,
по существу, не привели к кардинальной
стабилизации уровня цен на российском
рынке.
Конечно, сейчас рост цен в 10-12 процентов за
год существенно ниже тех 20-30 процентов в
середине и конце девяностых годов XX века.
Однако он чрезвычайно высок для
сбалансированной экономики. Такой темп
инфляции обесценивает сбережения, повышает
ставки по кредитам для инвестиций в мелкий
и средний бизнес, делает крайне
затруднительным развитие ипотеки и других
форм потребительского кредита.
Экономический блок Правительства это
отлично понимает. Поэтому с каждым годом
ужесточаются плановые установки по темпам
инфляции. Так, на текущий, 2007 год была
принята директива уложиться в 8 процентов
роста цен. Возможно ли за оставшиеся два
месяца выйти на искомые 8 процентов? Без
фальсификации статистики вряд ли.
Но даже если произойдет чудо и
Правительство уложится в прокрустово ложе
восьмипроцентной инфляции, то что делать
дальше? Ставить на следующий год 7-процентный
инфляционный барьер, а еще через год биться
за 6-процентный и так далее? И это при
условии, когда мировая практика показывает,
что стабильная рыночная экономика может
эффективно развиваться только при
максимальной инфляции в 1, 5-2 процента в год.
Нет в России ни разумной экономической
политики, нет и ценовой политики.
Экономическая и ценовая политика должна
включать в рыночной системе ряд моментов,
которые нынче практически игнорируются,
Первое. Стабильность цен определяется
устойчивым соотношением денежной массы и
объема товаров и услуг. Эта
сбалансированность в России достигается
путем экспорта энергоносителей и других
видов сырья (рост с 2000 года в 2, 3 раза) и
импорта продовольствия и товаров
обрабатывающих отраслей (рост с 2000 года в 3, 7
раза).
Внутреннее производство растет крайне
медленно. Даже из федеральных целевых
инвестиционных программ к середине 2007 года
удалось профинансировать лишь 26, 2 процента.
В еще более печальном положении находятся
инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса.
Низкий рост предложения товаров и услуг
российских производителей делает не только
проблематичными показатели экономического
роста, но и не позволяет за счет новых
рабочих мест увеличить заработную плату.
Высокие экспортные доходы должны
инвестироваться в национальную экономику,
насыщать внутренний спрос возрастающей
товарной массой, рождать здоровую
конкуренцию с выходом на стратегический
курс снижения внутренних цен.
Второе. В рыночной экономике на
формирование цен оказывает существенное
влияние лоббирование естественных
монополий. В России, богатой природными
ресурсами, роль естественных монополий в
политике цен очевидна. Многие руководители
корпораций, контролирующих естественные
монополии, считают, что цены на природный
газ, бензин, электричество должны на
внутреннем рынке достаточно быстро
приближаться к мировым ценам. Исходя из
формальной логики, это правильная
постановка вопроса. Однако интегрироваться
в мировую экономику должна не отдельная
отрасль (нефтяная или газовая), а вся
национальная экономика России. "Лакмусовой
бумажкой" для определения меры такой
интеграции должно служить не сопоставление
абсолютных цен на мировой бирже с
внутренними ценами, а соотношение
покупательной способности потребителей с
внутренней ценой. При абсолютном
сопоставлении внутренней и мировой цены,
скажем, на бензин внутренняя розничная цена
в России примерно на 40 процентов ниже
мировой. Однако если сопоставить
количество бензина, которое европеец может
купить на среднюю заработную плату, то оно в
4 раза превышает покупательную способность
россиянина. Так что цены на бензин,
природный газ, электроэнергию в России
сильно завышены по отношению к доходам
потребителей. Поэтому, если мечтать о
мировом уровне экономики, необходимо
проводить кардинальную реформу заработной
платы. Кроме того, известно, что в странах-производителях
монопольных товаров внутренняя цена всегда
ниже мирового уровня (бензин в Арабских
Эмиратах, вино во Франции и Италии, кофе в
Бразилии и т. д.).
Стратегически Россия оказалась
заложницей интеграции в мировую
экономическую систему. Мы получаем
огромные доходы от спекулятивного
взвинчивания мировых цен на нефть в связи с
войной в Ираке, санкциями против Ирана и
Венесуэлы. Но ограничиваем использование
этих доходов для развития отечественного
производства путем отчислений более 50
процентов этих доходов в Стабилизационный
фонд. С другой стороны, в цены импортируемых
нами товаров (оборудования, ширпотреба,
продовольствия) западные производители,
естественно, закладывают расходы по
энергоносителям и оплате труда по мировым
ценам и тарифам. В результате, покупая
импортные товары, российское население по
полной стоимости оплачивает нашу нефть и
газ, которые выручили российские
экспортеры, а также рабочие места западных
фермеров и работников.
Третье. Развитию свободного рынка и
честной конкуренции в значительной степени
препятствуют искусственные монополии. К
сожалению, в России они тиражируются и
охватывают все новые структуры: от
городских рынков до жилищного
строительства, государственных телефонных
сетей и жилищно-коммунальных услуг. Возьмем,
к примеру, рынок жилья. Цена квадратного
метра в Москве колеблется в пределах 3-5
тысяч долларов. Средняя заработная плата,
по данным Росстата, составляет около 480
долларов в месяц. Это значит, что работник
со средней заработной платой может купить в
год 1, 5 квадратных метра! Этот парадокс
вызван тем, что квартиры в Москве может
купить любой гражданин России и мира. Спрос
на квартиры в Москве не может быть
удовлетворен никогда. Поэтому недвижимость
в Москве дает все возрастающий доход,
намного превышающий вложения в
производство и банки. Этим пользуется
правительство Москвы. Оно игнорирует
строительство доходных домов среднего и
элитного классов для сдачи в долгосрочную
аренду.
Другим искусственным монополистом стали
стандартные телефонные компании.
Обоснованность их тарифной политики широко
нигде не обсуждается. Чиновники навязывают
обществу свои схемы, не отчитываясь о
реальных затратах и прибылях.
Недалеки от телефонистов железнодорожные
и авиационные перевозчики. Вся система
жилищно-коммунального хозяйства давно уже
паразитирует на манипуляции с тарифами. По
законам рынка и нормальной экономики
самортизированная часть жилищного фонда
должна освобождаться от квартирной платы. А
это около 60 процентов городского жилищного
фонда! Деньги качают из гнилых труб, ржавых
крыш, обшарпанных подъездов.
В российском Правительстве отсутствует
концепция антимонопольной политики.
Основной упор делается на выявление
сговора между производителями. Эта
юридическая норма в экономической жизни
практически недоказуема. Руководители
антимонопольных служб "забывают", что
для товаров массового спроса существует
категория сверхприбыли. И тот, кто получает
ее, объективно является монополистом. Эта
сверхприбыль должна изыматься в бюджет или
возвращаться потребителю. Но для включения
таких рычагов необходимо четко
сформулировать уровень нормальной
рентабельности. Он должен быть установлен в
пределах 15-20 процентов от издержек
производства. Для товаров повышенного
спроса, новинок сверхприбыль может
оставаться у производителей исключительно
для инвестиций в расширение производства,
насыщение рынка с последующим снижением
цен. Такова мировая практика рыночной
экономики. У нас все наоборот. Строители
квартир закладывают в цену 100-процентную
рентабельность. Теплая зима 2006/07 года
отнюдь не привела к перерасчету
газопотребления для населения.
Руководители телефонных компаний не
озабочены снижением тарифов на свои услуги
в отличие от стран Европейского союза.
Примеры можно продолжать до бесконечности.
Нет в России рыночной экономики, потому что
нет свободной конкуренции. Не замораживать
цены на время выборов, а защищать рынок от
всех видов монополизма - вот перспективная
экономическая политика.
Николай ПЕТРАКОВ, академик РАН