Страница: 1/3
Буквально за пять лет лизинг из довольно экзотического продукта превратился в массовое явление. Оптимисты видят в нем палочку-выручалочку для малого бизнеса.
По оценке экспертов, российский рынок лизинга сейчас растет на 30—40% в год. Предполагается, что минимум пару лет подобные темпы сохранятся.
А по
объемам — $17,5
млрд по итогам
минувшего года
— отечественный
лизинг стал
лакомым
объектом не
только для «случайных»
игроков, но и для
крупных
финансовых
структур.
Бурный старт
Однако пока
можно
констатировать,
что на этом
рынке еще
продолжаются
процессы
формирования
ландшафта. Это
связано с
генезисом
российского
лизинга: он
рождался как
одно из
направлений
деятельности
финансовых
структур —
перспективное,
но не
самодостаточное.
На старте им
занимались
случайные
посредники. В
конце 90-х
доминировал «лизинг
поневоле»: был
крупный
производитель,
который хотел
что-то продать,
был покупатель,
у которого не
хватало денег, и
лизинг
воспринимался
ими как выход из
положения.
Затем ситуация
изменилась,
лизинг пополнил
продуктовые
линейки банков.
И наконец
выросший спрос и
появление
официальной
законодательной
базы — в 1998 году
принят закон «О
лизинге» — дали
лизингу
возможность
формироваться
уже как
отдельному,
вполне
самодостаточному
виду бизнеса.
Эта
предыстория
породила,
соответственно,
три типа игроков
на этом рынке. Во-первых,
дочерние
компании банков,
в которых лизинг
занял объемы,
достаточные для
автономного
существования.
Банковские «дочки»
— «ВТБ-Лизинг»,
«Альфа-Лизинг»,
«Авангард-Лизинг»,
«Лизинговая
компания
УРАЛСИБ», «Райффайзен-Лизинг»,
«НОМОС-Лизинг»,
«ТрансКредитЛизинг»
— занимают
сейчас
лидирующие
места на
лизинговом
рынке. Вторая
категория
игроков —
операторы
крупных
производителей
техники и
промышленного
оборудования,
для которых
лизинг остается
естественным
продолжением
политики
стимулирования
продаж своей
продукции.
Лидирующие
места тут
занимают
компании «Ильюшин
Финанс Ко», «Вольво
Финанс Сервис
Восток», «Скания
Лизинг» и
лизинговая
компания «КАМАЗ».
Третью когорту
игроков
формируют
независимые
лизингодатели —
«РТК Лизинг», «РБ
Лизинг», Europlan, «ФинСтройЛизинг»,
«Атлант-М Лизинг».
В результате,
как отмечают
эксперты,
складывается
нормальная
конкурентная
среда. «Уже
сейчас
наблюдается
поэтапная
либерализация
условий: меньше
ставки, длиннее
сроки, —
отмечает Диана
Маштакеева,
гендиректор
Поволжского
кредитно-финансового
центра. — Так
что с развитием
этого рынка
можно ожидать
как заметного
улучшения
условий лизинга,
так и расширения
продуктов и
услуг,
предоставляемых
лизингодателями».
Насыщение
рынка имеет
плюсы и для
самих
лизинговых
компаний,
поскольку
лизингодатели
получают доступ
к более дешевым
и длинным
деньгам. В
последние годы
на российский
лизинг стали
всерьез
смотреть как на
возможную точку
приложения
капиталов.
Знаковым стал
дебют
отечественного
лизинга на рынке
заимствований:
компании «ТрансФин-М»
и «РТК-Лизинг»
провели первые
размещения
своих облигаций.
А пару недель
назад «ВТБ-Лизинг»
заявил о
намерении
выпустить
облигации на
сумму
8 млрд рублей.
Аналитики
полагают, что
свою роль
сыграет бренд
ВТБ, однако сам
факт успешного
размещения
такого крупного
заимствования
будет означать,
что лизинг
утверждается и
на фондовом
рынке.
Одна из
тенденций
развития рынка:
лизинг
постепенно
рассредотачивается
по России. И хотя
в списке
крупнейших
лизингодателей
более 90% по-прежнему
занимают
московские и
петербургские
компании,
регионы
начинают «подтягиваться».
Крупнейшие
региональные
игроки —
лизинговая
компания «КАМАЗ»
(Татарстан), «АльянсРегионЛизинг»
(Новосибирск) и
некоторые
другие — и сами
ведут экспансию
в другие регионы,
составляя
конкуренцию
столичным
коллегам.
Уязвимое место
российского
лизинга сегодня
— мощнейший
перекос в
сторону
автотранспорта.
Однако ситуация
начинает
меняться и
участники рынка
констатируют
рост и других
направлений
лизинга, в
частности
строительного и
промышленного
оборудования.
«В настоящее
время Россия
переживает
определенный
строительный
бум, — говорит
Сергей Кирьянов,
генеральный
директор ООО «ФинСтройЛизинг».
— К примеру,
строительные
компании, с
которыми мы
сотрудничаем,
выполняют до 70%
объема в
строительстве
жилья и дорог
Москвы и
Подмосковья,
около половины
— в
строительстве
аэропортов в
Москве,
Петербурге и
Сочи».
По мнению
Кирьянова,
актуальными
становится
лизинг
машиностроительной
техники,
энергетического,
полиграфического
и пищевого
оборудования и
IT-обеспечения.
Это
подтверждает и
Сергей Рыбин,
зампредправления
банка «Стройкредит»:
«Все больший
спрос на
лизинговые
услуги
наблюдается со
стороны
компаний,
работающих в
торговле,
полиграфии,
пищевой,
деревообрабатывающей
и строительной
отраслях».