Страница: 1/2
Во всем мире кредитные карты, позволяющие получать бонусы или скидки в торговых точках, пользуются большой популярностью. При этом если за границей в основе кобрэндов, как правило, лежат бонусные программы, то российский потребитель требует более понятных ему скидок. Впрочем, и в России все больше новых кобрэндов ориентируется на бонусные программы.
Во всем мире кредитные
карты, позволяющие
получать бонусы или скидки
в торговых точках,
пользуются большой
популярностью. При этом
если за границей в основе
кобрэндов, как правило,
лежат бонусные программы,
то российский потребитель
требует более понятных ему
скидок. Впрочем, и в России
все больше новых кобрэндов
ориентируется на бонусные
программы.
Первые кобрэндовые карты
появились еще в 30-х годах
прошлого века. Правда,
тогда инициатива по
выпуску этих карт исходила
преимущественно от
магазинов, поэтому на
первых совместных
кредитках имя банка, как
правило, не значилось.
Первые настоящие массовые
кобрэнды -- карты с
логотипами обоих партнеров
-- появились уже в конце 1980-х
годов. В частности, первый
кобрэнд на базе карт Visa
появился в 1978 году. Кстати,
он существует до сих пор. В
MasterCard первым кобрэндом
называют выпущенную в 1987
году карту Citibank совместно с
American Airlines. Первую
кобрэндовую карту в России
выпустил в 1994 году
Инкомбанк совместно с "Билайном".
В этом году на российском
рынке появилось сразу
несколько новых бонусных
кобрэндов. Пожалуй, одним
из самых ярких проектов
стала кредитная карта
Райффайзенбанка и
бонусного пула "Малина",
среди партнеров которой
" Аптечная сеть 36,6",
магазины "Рамстор", Il de
Beaute, Bagatelle и Le future, заправки
BP, рестораны сети "Росинтер",
мобильный оператор "Билайн"
и сеть салонов красоты "Монэ".
Участники программы "Малина"
накапливают баллы за
покупки в магазинах-партнерах
на сумму от 200 рублей. А по
карте "Райффайзенбанк-Малина"
также начисляется по 20
баллов за каждые 200 "кредитных"
рублей, потраченные по
карте в любой торговой
точке. По карте
предусмотрен кредитный
лимит до 210 тыс. рублей под
24-25% годовых и grace-period.
Накопленные баллы можно
поменять на приз из
каталога компании. Правда,
стоит отметить, что призы в
каталоге довольно дорогие.
В частности, туалетная вода
Escada Sentiment стоит 11 300 баллов.
При этом за каждые
потраченные 500 рублей
клиенту начисляется в
среднем от 40 до 80 баллов, и
только в Le future и "Монэ"
за 500 рублей вам начислят 250
баллов, а в Bagatelle -- 150 баллов.
Кроме того, не стоит
забывать и про годовое
обслуживание карты -- 900
рублей. Таким образом,
чтобы накопить на
туалетную воду, клиенту
придется потратить весьма
приличную сумму.
Несколько по другому пути
пошел ДжиИ Мани Банк,
выпустивший кобрэнд с
салоном связи "Связной".
Держатели этих кредитных
карт зарабатывают по
одному баллу за каждый
потраченный по карте рубль,
причем в любой торговой
точке по всему миру.
Потратить баллы можно на
любой товар или услугу в
магазине "Связной" при
условии, что стоимость
покупки превышает 3000
рублей. И количество
бонусных баллов при этом
никак не лимитировано. Пока
кобрэнд ДжиИ Мани Банка и
"Связного" стартовал
только в Нижнем Новгороде,
однако в будущем карты
появятся и в других городах.
По такой же бонусной
схеме работает и новая
кредитная карта сети бюро
путешествий "Куда.ru" и
Ситибанка. Карта позволяет
накапливать по одному
бонусу за каждые 100 рублей
при оплате любых покупок. А
при оплате картой услуг "Куда.ру"
бонусы начисляются в
двойном размере. По карте
предусмотрены
приветственные баллы -- 500
или 1000 бонусов в
зависимости от типа
открываемой карты.
Накопленные бонусы можно
использовать для оплаты
путевок или авиабилетов в
сети "Куда.ru".
Кредитный лимит по карте с
grace-period -- 300 тыс. рублей под
28% годовых. Стоит карта 950
рублей в год. Безусловный
минус этой карты, как,
впрочем, и остальных карт
Ситибанка, в том, что карты
выпускаются только
рублевые. При этом комиссия
за конвертацию составляет
аж 4,5% суммы операции в
рублях. Так что
расплачиваться ею за
границей невыгодно даже с
учетом бонусных баллов.
Согласно статистике
международных платежных
систем, наиболее массовыми
и успешными кобрэндовыми
проектами являются
авиакобрэнды. В частности,
карт Visa банка Chase совместно
с United Airlines выпущено более 4,5
млн. Российские
авиакобрэнды по
численности также
опережают все остальные
совместные карты. Так,
эмиссия карт " Сбербанк-Аэрофлот"
превысила 182 тыс. штук, "Альфа-банк-Аэрофлот"
-- 100 тыс. штук, при этом
удачным в России считается
кобрэнд, выпуск которого
превысил 30-40 тыс. карт.
В России сегодня
существуют кобрэнды у трех
авиаперевозчиков: у "Аэрофлота"
со Сбербанком, Альфа-банком
и "Русским стандартом",
у Lufthansa с Ситибанком и у "Трансаэро"
с Русским банком развития (РБР).
Последний проект появился
этим летом и реализован на
базе одной из старейших
отечественных премиальных
программ "Трансаэро
Привилегия".
По механизму начисления
поощрительных миль все
российские авиакобрэнды --
это калька с западных
проектов. В частности,
бонусные мили начисляются
за полеты, совершенные
рейсами авиакомпании.
Кроме того, накапливать
мили можно, расплачиваясь
картой в магазине.
Накопленные баллы можно
обменять на бесплатный
авиабилет, повышение
класса обслуживания в
поездке и другие призы.
Самым щедрым на баллы из
аэрофлотовских кобрэндов
является карта Альфа-банка,
который в зависимости от
типа карты начисляет от
одной до трех миль за
каждые потраченные 30
рублей, $1 или {euro}1. В
Сбербанке и "Русском
стандарте" одна миля за 30
рублей. Ситибанк начисляет
также по одной миле за 30
рублей или $1, при этом в
отличие от других банков
даже за снятие денег через
банкомат. А по программе
"Трансаэро Привилегия"
участники получают всего
по три балла за каждые
потраченные в магазине $10.
Но в отличие от конкурентов
бонусные мили начисляются
за полеты не только на
регулярных, но и на
чартерных рейсах
авиакомпании "Трансаэро".
"Интересные бонусные
проекты позволяют
сформировать хорошую
клиентскую базу и заметно
увеличить оборот по картам.
Ведь в отличие от
дисконтной карты, которой
клиент зачастую пользуется
всего один-два раза,
держатель бонусного
кобрэнда заинтересован
чаще расплачиваться картой,
чтобы накопить баллы на
интересный приз",--
считает директор
департамента платежных
карт Промсвязьбанка Елена
Дворовых.
Стоит иметь в виду, что
почти в каждой бонусной
программе срок действия
бонусов ограничен. Чаще
всего это три года. Хотя в
программе "Аэрофлот-Бонус"
неиспользованные мили
сгорают лишь в том случае,
если в течение трех лет на
счете участника не
зарегистрировано ни одного
полета по тарифу,
участвующему в начислении
миль, или ни одной
транзакции по кобрэндовой
карте. А баллы по программе
Miles & More не сгорают в том
случае, если клиент
расплачивается кредитной
картой "Ситибанк Miles
& More" хотя бы раз в
месяц.