Авиакомпания "Скай экспресс" потратила $0,5 млн на создание интернет-системы бронирования и продажи билетов и надеется экономить благодаря ей до 15% операционных затрат. Аналогичные системы создают все авиаперевозчики.
"Скай экспресс"
запустила систему
бронирования и продажи
билетов через интернет,
благодаря которой сможет
экономить 10-15%
операционных затрат. Об
этом рассказал "Ведомостям"
ее IT-менеджер Олег Лещенко.
По его словам, проект был
запущен осенью 2006 г. в
партнерстве с российской
Bell Integrator - она разработала
систему онлайн-продажи
билетов и сайт "Скай
экспресс", построила
единую платежную сеть по
приему наличных денег за
авиабилет, а также
доработала закупленную
авиакомпанией систему
автоматизированного
управления бизнесом (ERP-систему)
Navitaire. Первоначальные
инвестиции в проект
составили, по словам
Лещенко, около $1 млн, из
них около 50% вложено во "внутреннюю
IT-инфраструктуру", в том
числе в интернет-продажи.
Bell Integrator создала "самое
большое в России
пространство электронной
оплаты авиабилетов",
говорит ее гендиректор
Андрей Коробицын: к
системе Navitaire подключены
все агенты "Скай
экспресс", включая 40 000
отделений "Почты России"
и 3950 салонов "Евросети".
"Евросеть" продала за
три месяца 63 000 билетов
"Скай экспресс",
говорит ее пресс-секретарь
Очир Манджиков.
Сейчас напрямую в "Скай
экспресс" билеты
бронирует около 65% всех
пассажиров и примерно
половина из них делает это
через интернет,
рассказывает Лещенко. В
результате "Скай
экспресс" тратит меньше
на содержание персонала и
оплату услуг сторонних
агентов. Правда,
оплачивают
забронированные билеты
клиенты в основном
наличностью. В интернете с
помощью кредиток билеты
пока покупают лишь около
30% клиентов, говорит
Лещенко. Какую комиссию
"Скай экспресс"
платит агентам, он не
уточняет, а ежемесячные
затраты авиакомпании на
поддержание IT-системы
оценивает примерно в $120 000,
включая затраты на
поддержание системы
бронирования, других IT-систем
и инфраструктуры. Окупить
первоначальные
инвестиции "Скай
экспресс" рассчитывает
к весне 2008 г.
Систему онлайн-продаж
создает и второй
российский
авиадискаунтер - Red Wings,
начавшая полеты в этом
августе, говорит ее
гендиректор Константин
Тетерин. Он тоже оценивает
возможную экономию в 10% от
операционных затрат.
По масштабам бизнеса "Скай
экспресс" сопоставима с
авиакомпанией "Самара",
но самолеты "Скай
экспресс" дешевле в
обслуживании - получается,
что ее операционные
затраты близки к $60 млн в
год, рассуждает аналитик
банка "Траст" Евгений
Шаго. Значит, система
онлайн-бронирования может
экономить компании до $9
млн в год. Но Шаго
сомневается, что экономия
может достигать 15%
операционных затрат:
например, "Аэрофлот"
тратит на распространение
билетов всего 7%
операционных затрат,
замечает он.
"Аэрофлот" с марта и
сам развивает электронные
продажи билетов: на днях
он объявил, что за полгода
продал через интернет
более 100 000 билетов, а
технология электронного
билета поддерживается на
40 маршрутах. На каждом
таком билете "Аэрофлот"
экономит порядка 9 евро за
счет отказа от печати и
таможенного оформления
импортных билетных
бланков, говорит
руководитель его пресс-службы
Ирина Данненберг.
А одной из первых в
России - в начале 2005 г. -
онлайн-продажи начала
авиакомпания "Сибирь"
(бренд S7 Airlines), напоминает
ее финансовый директор
Илья Александровский.
Сейчас 6% ее продаж
происходит через интернет
(без учета бронирования), и
с начала 2007 г. "Сибирь"
сэкономила $2 млн (выручка
за 2006 г. - $920 млн).
ЗАО "Скай экспресс"
основано в 2006 г. 40% акций - у
братьев Бориса и
Александра Абрамовичей,
по 20% - у ЕБРР и британского
фонда Altima Partners. Авиапарк
включает семь "Боингов"
(по 130 и 148 мест), которые
выполняют 28 рейсов в день.
С февраля по июнь 2007 г.
перевезла 194 000
пассажиров.